Уже пятый год кряду Белые Шрамы ведут в пустоте войну на истощение. Она начались для них ещё с восстания, подавленного в самом начале «Ереси Хоруса», из-за которого Легион, не участвуя в сражениях, потерял очень много воинов. Кто-то добровольно принял смерть от руки своего примарха (об этом был рассказ «Верность» из антологии «Нет войне конца»), кто-то же решил послужить Легиону в качестве смертников, сагъяр мазан. За четыре долгих года войны изменились не только все знакомые нам по «Шрамам» и «Братству Бури» герои, — изменился весь Легион. Радость от сражений сменилась усталостью от постоянного нахождения в боевом состоянии. Каждая победа была омрачена тяжестью былых и грядущих поражений. Шрамы вели войну на истощение, но слабели не только их противники, но и они сами. Некогда их Каган поклялся вернуться на Терру, но чем дальше они увязали в войне, чем разрозненней становились их силы, чем лучше враги узнавали Пятый Легион, тем меньше шансов оставалось вернуться к Тронному миру.

«Путь небес» удивителен намеренным акцентом Райта на том, сколько времени уже продолжается война и что она сделала с героями его произведения. Это отличает его от других авторов и последних прочитанных мною книг: практически во всех из них никто из героев не придавал особого значения тем изменениям, которые с ними произошли. Об этом в минуты покоя задумывался Жиллиман, резкое осознание накатывало на Железных Рук в последние моменты, но ни для кого из них эта проблема не была основной — бед итак хватало. Для Шрамов же война обернулась глубокой депрессией, медленно съедающий Легион изнутри. Они отчаялись, потеряли надежду и уже приняли тот простой факт, что их конец близок и пора перестать убегать от сражений — надо принять последний бой и умереть с честью. Из-за этого трагизма совершенно перестаёшь замечать, что речь по большей части идёт о космодесантниках. Это касается и Белых Шрамов, и не затронутых порчей Детей Императора, которым тоже находится место в этом произведении. Фулгримовы отпрыски даже спустя столько времени тоже не целиком отдались в объятия сладострастного бога и пытаются сопротивляться, отвергая дары варпа. Этой же теме посвящена и арка Мортариона, который раз за разом вспоминает Молех и то, что выпустил там.

Гвардии Смерти, с которой Райт хорошо знаком по Волчьему циклу, уделено не особо много времени. Крис как бы невзначай обращает внимание на покрытые толстой грязью доспехи космодесантников, медленно мутирующие корабли, эпидемии среди экипажа. Будущие нурглиты онургливаются в духе Нургла: медленно и неспешно.

Пресловутый «путь небес», в честь которого и назван роман, упоминается всего несколько раз, но ближе к концу становится понятно — это тот самый макгаффин, который и позволит Пятому отправиться на Терру в обход кордонов предателей. Последний раз тайные пути Древних где-то в глубинах варпа упоминались Макниллом в «Тысяче Сынов», в этот же раз Райт взял на себя ношу чуть подробнее рассказать о них, поведать о проекте Императора и подвести читателей к «Повелителю Человечества», который раскрывает куда больше деталей о Золотом Троне и его предназначении. Хан, в отличие от нас, понял больше, а оттого своими измышлениями делиться не стал, но помимо этого роман оказался богат на детали о Домах Навигаторов и их внутренних распрях. Хотелось бы, конечно же, больше, но что поделать.

Во всех последних текстах о произведениях Криса я жаловался на то, что ему часто приходится наполнять роман филлерным экшеном, чтобы закрыть норму по знакам. В книгах о Космических Волках болтерпорно было размазано ровным слоем, а в «Лемане Руссе» находилось ровно в середине повести. В «Пути» Райт сделал неожиданный твист: вынес экшн в самое начало произведения — именно там берут своё начало второстепенные сюжетные линии и именно там происходят наиболее детально описанные сражения. Из-за этого получилось так, что роман, по сути, начался с шестой главы, но зато до самого конца шёл «ровно». Как будто необязательный приквел-рассказ сделали частью основной истории. Странно, но терпимо.

«Путь небес» — это роман-прощание с одним из очень крутых персонажей «Ереси», которого мне точно будет не хватать. Как позже признается Райт в послесловии — история шла плохо, сроки сдачи постоянно сдвигались, но это всё пошло роману только на пользу. От шестой главы и до самого конца — это отличная история, полная тайн и секретов. Некоторые моменты я перечитывал вновь и вновь, пытаясь понять и хоть как-то осмыслить мощь происходящего, а это, чёрт побери, именно то, ради чего и стоить читать «Ересь».

Экземпляр на рецензирование предоставлен издательством «Фантастика Книжный Клуб» и магазином ffan.ru.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.