Писать о сборниках рассказов — дело сложное, но зачастую интересное. Особенно если сборник рассказов является тематическим, а расположение произведений обусловлено неким замыслом автора сборника. Последний раз я читал сборник по вахе больше года назад — это была «Отметка Калта», над которой точно так же работал Лори Голдинг. Правда, между калтским сборником и «Заветами предательства» есть одно явное различие: рассказы последнего не писались целенаправленно для сборника, а были просто собраны под одной обложкой, потому что неопубликованного в номерных книгах набралось очень и очень много — в сам сборник вошло девятнадцать произведений. Кошмар и для составителя, и для рецензента, которым в какой-то мере считаюсь и я.

Слоган Let the Galaxy Burn как нельзя лучше отражает общий тон сборника и обозначает ключевую его характеристику: всё, что вы прочитаете здесь, относится к распространяющемуся пламени войны, развязанной Хорусом. И если открывающая повесть «Братство Бури» относится к этому конфликту с натяжкой, то вот все остальные рассказы прекрасно иллюстрируют множащиеся разрушения, смерти и личные трагедии отдельных людей и сверхлюдей. В этом сборнике почти не нашлось места примархам — они там появляются редко («Гвозди мясника» — исключение) и зачастую качестве второстепенных персонажей, ведь по большей части это сборник рассказов о тех героях, чьи имена будут повторять либо с придыханием, либо с ненавистью и желчью.

В первую очередь «Заветы предательства» стоит рассматривать как сборник «промежуточных» историй для почти десятка известных героев. Вот здесь у нас Ариман планирует «излечить» свой легион с помощью Рубрики. А вот там Кхарн вновь дерётся в бойцовых ямах и случайно получает повышение. Где-то вдалеке Захариил узнаёт, что Уроборос пробудился и нужно что-то делать, а не то будет очень плохо. Спустя ещё пару рассказов Люций прилетает на Планету Колдунов, чтобы понять, почему он не умер в финале «Ангела Экстерминатуса». Параллельно с этим Крис Райт вбрасывает истории о жизни Бьорна и его проблемах. И для кого-то это вполне может стать проверкой на прочность: скакать от одного события к другому сквозь пространство и время не всегда получается на раз-два. И не стоит забывать, что антология состоит из почти двух десятков произведений, часть которых занимает буквально по 3-4 странички и написана чуть ли не для «галочки», чтобы худо-бедно связать некоторые сюжетные линии. У маститых Дембски-Боуденов это получается отлично («Сердце завоевателя» — один из лучших рассказов сборника), а у всяких Дэвидов Аннандейлов весьма посредственно: подводка к The Damnation of Pythos, который на западе вышел перед этой антологией (ККФ разумно выпустило «Заветы» перед «Проклятием Пифоса»), не привнесла абсолютно ничего нового. Рассказ «Змей» Джона Френча был вообще написан по мотивам одной единственной карты из ККИ Horus Heresy! И параллельно вот с таким соседствуют рассказы, которые действительно заслуживают прочтения и полного права называться частью «Ереси». Но особняком, как я и сказал ранее, в этом сборнике стоит повесть «Братство Бури».

Крис Райт проделал масштабную работу над «Шрамами», и только уже за это его стоит уважать. После ознакомления с ними их даже как-то и не хочется называть «монголами в космосе», ведь они оказываются намного глубже, чем ты мог бы ожидать.

Если вы, как и я, уже прочитали роман «Шрамы», то после повести-приквела у вас вполне может возникнуть желание повторно окунуться с головой в жизнеописание пятого легиона (это я и сделал, прочитав первую главу «Шрамов»), а если нет, то именно с неё и стоит начать ознакомление. Кроме этого, повесть выделяется из общего пласта произведений по Ереси и содержательной частью — на моей памяти столь эффектно доносил определённые идеи и поднимал спорные вопросы лишь Макнилл в «Последнем храме». Если коротко, то «философию» Шрамов можно описать так: «Центр находится там, где находишься ты, жизнь — постоянное движение, любая привязка к территории ведёт к стагнации, война — это искусство и ею нужно наслаждаться, пока это позволяет жизнь». И вне контекста произведения это всё звучит довольно банально и сухо, но Райту удаётся построить всю историю (пусть и весьма фрагментарную по своей структуре — в повести параллельно и независимо друг от друга развиваются три истории) вокруг этих идеологем.

Вторым по значимости лично для меня в сборнике стоит рассказ Аарона Дембски-Боудена «Гвозди мясника», события которого предвосхищают сюжет романа «Предатель». Перечитывая рассказ уже в третий раз, могу сказать, что история о небольшом противостоянии Лоргара и Ангрона в самом начале войны с Жиллиманом всё так же хороша. Также в этом произведении содержатся самые эпические сцены абордажа на моей памяти — флагман Пожирателей Миров «Завоеватель» использует «медвежьи когти» для того, чтобы схватить корабли Тёмных Эльдар и подтянуть вплотную к себе. Звучит это довольно пресно, но когда начинаешь осмыслять масштабы этого действа — каковы размеры кораблей ксеносов, насколько огромны цепи и приводящие их в движение механизмы, — начинаешь испытывать благоговение перед инженерной мыслью Механикум и тем, сколь страшные вещи творятся в вахе. И да, именно этот рассказ заставил меня вернуться во вселенную лет пять назад, когда я только начинал читать «Ересь» и мне было неинтересно читать «Возвышения Хоруса». Так что в определённом смысле «Гвозди мясника» — это одно из самых значимых для меня произведений этой вселенной.

Также среди «промежуточных историй» находится ещё несколько цельных произведений, среди которых однозначно стоит отметить рассказ «Рассечённый», написанный Джоном Френчем. Он повествует о Крие из легиона Железных Рук, которому сам Дорн поручает найти выживших с Истваана V и привезти их на Терру. Хорош он тем, что демонстрирует несколько иную форму предательства: Железные Руки отказываются держать обещания, некогда данные своему примарху Феррусу Манусу и совершают *спойлер*. «Порицание» Ника Кайма рассказывает историю ультрадесантника Эонида Тиеля, который сражается с Несущими Слово на Калте. Он выделяется среди всех сынов Жиллимана тем, что постоянно ищет новые способы ведения войны и пытается решить трудности нетривиальными способами. Он нетипичный Ультрадесантник, и только уже поэтому за ним интересно следить. Ну, а кроме этого в данном рассказе Эониду приходится сотрудничать с рядовым гвардейцем, что тоже позволяет наблюдать ряд специфических ситуаций. О следующем рассказе я упоминал ранее, но грех не рассказать о нём чуточку подробнее. «Вор откровений» Грэма Макнилла мне безумно понравился уже хотя бы из-за того, что мне наконец-то стали известны детали создания Рубрики, которая, по мнению Аримана, должна была спасти его легион. До этого все прочитанные мною произведения либо рассказывали о событиях до этого момента, либо содержали рефлексию (и волны ненависти к Азеку, разумеется) тех, кто участвовал в этом. Здесь же наконец-то можно увидеть мотивы, побудившие Аримана заняться этим, и его негодование касаемо действий самого Магнуса на Просперо. Отдельно хотелось бы отметить ещё один рассказ «Луна охотника» Гая Хейли, который повествует о том, как война Альфа-легиона и Космических Волков пришла на Пелаго. Этот рассказ ведётся от лица рыбака, который однажды спас космодесантника из разбитого космического корабля и решил доставить его на «большую землю». Атмосферой и языком эта история напоминает «Старика и море» и только уже поэтому является обязательным мастридом. Кроме этого рассказ ценен и тем, что в нём межгалактическая война описывается со стороны человека, который максимально далёк от всех этих событий.

Дико атмосферная обложка рассказа «Порицание».

В ближайшее время нас ждёт ещё пара сборников (War Without End и Eye of Terra), составленных по принципу «Заветов предательства»: куча рассказов, худо-бедно объединённых схожей тематикой. О том, почему их вышло подряд так много, можно прочесть в переведённом нами интервью с Лори Голдингом, но расстраиваться не нужно — каждый из этих сборников содержит в себе с пяток произведений, обязательных к прочтению. Собственно, на примере «Заветов» уже можно было убедиться: это неплохая антология, которая может увлечь на пару-тройку вечеров, особенно если до этого вы не читали входящие в него рассказы.

P.S.

В данный момент у нас в группе проходит конкурс рецензий и вы можете выиграть сборник «Заветы предательства». Не упустите свой шанс!

Экземпляр на рецензирование предоставлен издательством «Фантастика Книжный Клуб» и магазином ffan.ru.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.