Когда Толкин писал «Властелина колец», он хотел создать эпос для англосаксов, некое мифологическое произведение, которое бы ничем не уступало историям, созданным в своё время людьми других народов. По прошествию более полусотни лет можно смело заявлять: старик Джон не зря потратил свою жизнь на создание Средиземья, ведь именно на эту историю опирается мир фильма «Яркость».

При этом важно понимать, что кино опирается на Толкиена лишь в общих чертах, герои не углубляются в объяснение мира, в котором живут, ведь он является для них нормальным. Вот как часто вы со своими коллегами обсуждаете Ордынское Иго? А раскрепощение крестьян? А как часто у вас возникают споры о роли Рюрика в объединении Руси? — Вот примерно так же часто герои обращаются к событиям, которые определили существование этой реальности. И это главная проблема и главная деталь, за которую я полюбил «Яркость»: никто прямо не проговаривает генезис этой вселенной, оставляя зрителю возможность самим дорисовать картинку сообразно своим познаниям в мифологии фэнтези-вселенных.

Этот фильм — почти история о погрязших в рутине этой реальности существах, что чувствуется почти в каждом диалоге:

— Дорогой, пожалуйста прогони фэйри от нашей кормушки
— Ну уж нет, однажды мой брат кинул в фэйри камень, а она насрала себе в ладошки и кинулась своим дерьмом прямо ему в глаз. Опухоль была на пол лица. Ебал я в рот связываться с фэйри.

Этот фильм грязный, мерзкий, скабрезный и низкий, но он мало чем отличается от других работ Эйера. Разница лишь в том, какая рутина предстаёт перед глазами зрителя. Грязный бомж сообщает о пророчестве, а герои просто отмахиваются от него. А как часто вы отмахиваетесь от людей, которые неистово орут об особом пути России, противостоянии двух совершенно непохожих культур и происках госдеповцев-илллюминатов? Этот фильм заставляет проводить аналогии, подстраивать своё мышление под новую систему координат. И когда ты это делаешь, он начинает играть всеми красками.

— Уорд, мы в пророчестве…
— Да нет, блядь, мы в угнанной тойоте кароле!

Уилл Смит захватил из «Отряда самоубийц» не только навыки особо меткой стрельбы, но и дочь. И слава богу — в картину не попал его реальный сын.

Дополнительный слой «Яркости» можно обнаружить, если перед этим фильмом посмотреть другую работу сценариста данной картины Макса Лэндиса — второй сезон Дирка Джентли. Провести параллели не составит труда: в сериале мальчик, одарённый сверхспособностями, в момент шока создаёт фэнтезийную реальность, в которой есть и пара врадующих кланов, и злые волшебники, и древнее пророчество. Люди того мира вторгаются в наш, а Дирк и его команда отправляются в волшебный, по крупицам информации выстраивают его картину и пытаются разрешить конфликт, который зрел там годами. Главное отличие «Дирка Джентли» от «Яркости» состоит в том, что там есть герои, которые сталкиваются с неизведанным и пытаются его понять, а вместе с ними это понимает и зритель. В «Яркости» мир познаётся через мелкие детали, обрывки фраз, оценочные суждения и граффити. И это действительно сложно, особенно когда авторы заведомо выпячивают знакомые образы, но наделяют их новыми качествами. А давайте средним классом станут эльфы? А давайте вместо ниггеров у нас будут орки? А давайте не будем ничего об этом рассказывать зрителю и понадеемся, что он не посчитает наш фильм пустышкой, потому что мы не будем наполнять содержанием добрую половину образов? Что-то легко можно додумать, но некоторые дыры закрыть своими силами не получается. Эльфы ведь столь богаты и успешны потому что они дольше живут, и оттого у них больше времени остаётся на собственное возвышение в социальной жизни? А почему орки — это ниггеры? Это ведь потому что их долгое время использовали как рабов, да? А не уничтожили их только потому, что один из орков пошёл против Тёмного Лорда 2000 лет назад? Или что? — Слишком много вопросов, слишком мало ответов. В данный момент у Netflix есть возможность создать одну из самых мощных киновселенных, и, судя по всему, они готовы снимать сиквел.

На первый взгляд может показаться, что это очередная лента о проблемах политики мультикультурализма, но не стоит придавать этому значения — столь явная замена привычных нам социальных групп на другие расы не более чем наглядная картинка фундаментальных особенностей показываемого общества.

С другой стороны «Яркость» — это полицейская драма в стиле «Патруля», которая работает как комедия сугубо из-за живости актёров и остроты их реплик. Если они подъёбывают друг друга, то ты действительно ощущаешь их связь и объём. Если они рассказывают истории из жизни, то ты веришь, что это реально происходившие события. Фэнтезийное обрамление лишь добавляет истории правильного абсурда, который создаёт целое поле для написания хороших шуток и конструирования жизненных ситуаций.

— Это кажется эльфийский
— Я не знаю эльфийский
— Давай, я попробую перевести, я его в школе пару лет учил

После уймы сдержанных или даже явно гневных отзывов мне не хотелось смотреть эту картину. Я искренне люблю творчество Дэвида Эйра, но «Отряд Самоубийц» пошатнул моё доверие к нему. Стоит ли говорить о том, сколь скептично я отнесся к его новой работе? Однако я смог оставить предрассудки позади и приступить к просмотру. И что же получилось в итоге? — Один из лучших фильмов этого года, картина, которая выбивается из ряда однотипных блокбастеров, отличная полицейская драма и одна из лучших комедий последних лет. И уж точно это один из самых дерзких фильмов про фэнтези-повседневность в декорациях современного Лос-Анджелеса.

Фильм был просмотрен в переводе и озвучке творческого объединения NewStudio.TV.