Произведения по вархаммеру бывают очень разные: в каких-то из них описывается какое-либо событие, некоторые рассказывают об определённом персонаже, а какие-то из них разбирают «от» и «до» определённые тематики. Подобные произведения без задней мысли можно спокойно называть «вехами вархаммера» — столь важные темы они раскрывают, столь эпические полотна воссоздают авторы, столь кропотливо подходят они к раскрытию деталей. И, что самое важное, не факт, что в дальнейшем у кого-то из авторов появится желание создать нечто, способное превзойти «роман-веху»: слишком сложно будет написать нечто качественно лучшее, чем ранее написанное. И «Титаникус», о котором сегодня пойдёт речь, вполне заслуживает права называться таким романом.

Обойдя защиту Сил Планетарной Обороны, войска Тёмного Механикума были высажены на территорию обескровленного войной мира-кузницы Орест. Титаны, адепты, скитарии… этих сил хватило бы на то, чтобы захватить власть в Орест Принципал и завладеть не только огромными производственными мощностями, но и парой-тройкой миллиардов имперских жителей. Ни сил остатков Легио Темпестус, всё ещё находящихся на Оресте, ни сил СПО не хватило, чтобы отбить атаку Архиврага. В экстренном режиме к миру-кузнице направляется дружественный Легио Инвикта, самовольно решивший покинуть Саббатский Крестовый поход, дабы помочь своим братьям сдержать натиск врага. Война заденет всех жителей этого мира, а при самом плохом раскладе — от Ореста вообще ничего не останется.

«Титаникус» — это произведение, рассказывающее о том, как развивается война планетарных масштабов. Нечто подобное Абнетт уже описывал в «Некрополисе», но тогда в центре внимания была гражданская война между ульями, а почти все события были рассказаны от имени гвардейцев, дислоцированных туда. Здесь же главными героями становятся жители Ореста: от вышестоящих чинов и механикус до простых рабочих и бродяг пустошей за пределами ульев. Главное достижение Дэна состоит в том, что он смог описать войну во всех её фазах: от первых столкновений с врагами до финального сражения за Орест. У него получилось действительно эпическое полотно, в котором он смог дать возможность проявить себя и обычным людям, которые волею судьбы оказались на поле боя, и огромным махинам, возвышающимся над шпилями ульев. В конечном итоге война затронула всех героев, но она делала это постепенно, увлекая за собой в гущу сражений. Раскручивающийся маховик войны — это про «Титаникус».

Титанов в «Титаникусе» примерно столько же, сколько трансформеров в первых «Трансформерах»: это не плохо, если тебе интересно читать про людей, но плохо, если ты взялся за книгу только ради эпического замеса. И не верьте обложке: никаких Саламандр в романе не будет.

Пока высшие чины мило фамильярничают в своих беседах, обмениваются колкостями и шутками, люди теряют жизни. Кто-то гибнет от шальной пули, кто-то жертвует собой ради друзей, кто-то чудом спасается и начинает долгий путь по территориям, уже занятым врагами. И это рвущее сознание неравенство, пугающая своей живостью несправедливость заставляет прочувствовать войну как настоящую, словно она разворачивается у тебя под носом. Первая четверть этого далеко не маленького романа — бесспорно лучшее, что в нём есть. Всё дальнейшее (за исключением сюжетного твиста, который спойлерит вторую половину романа) — ожидаемо и в целом знакомо и понятно, но именно начало заслуживает отдельного внимания и любви: в рамках одного произведения мало кто пытался рассказать начало войны с точек зрения почти десятка персонажей. Что-то подобное можно увидеть в «Ереси Хоруса», но из-за фрагментарности истории и её нелинейности, сложно одномоментно ощутить что-то настолько масштабное и ужасающее. Чтобы ужаснуться (по-настоящему ужаснуться) от «Ереси» нужно прочесть не один десяток произведений и сложить более-менее цельный пазл. Чтобы ужаснуться от «Титаникуса» — достаточно сотни страниц.

Однако не нужно считать, что роман идеален во всём — это будет довольно большим заблуждением. Цикл «Призраки Гаунта», на которых Абнетт потратил больше десятка лет своей жизни, рассказывает в первую очередь о проблемах обычных людей на войне. Об их страхах, мечтах, достижениях. И «Титаникус» точно такой же — он в первую очередь акцентируется на обычных солдатах (пусть ими в большинстве случаев и оказываются солдаты Механикус), которые сражаются в тенях махин, и уж во вторую рассказывает о том, как сражаются титаны. И для тех, кто ожидал увидеть непрерывный экшн с участием человекоподобных роботов, эта книга вполне может стать провальной. Переломный момент в восприятие романа — это момент финального сражения. Дэн решил не описывать сражение более чем сотни махин в деталях и рассказал о нём от лица адепта, находящегося в оперативном штабе и смотрящего на поступающие туда данные. Для меня это был один из самых эмоциональных моментов книги: адепт, восхищающийся мощью титанов, просто отказался воспринимать информацию с манифольда из-за осознания ужаса этой бойни.

Рассказ Honour to the Dead из цикла «Ереси Хоруса» крайне похож на одну из сцен «Титаникуса», но куда как больше времени уделает людям, случайно оказавшемся посреди ада. И на мой взгляд больше всех схож с ним по духу.

«Железный шторм» был всецело посвящён осаде одной конкретной фортификации и с тех пор никому не удалось переплюнуть Грэма Макнилла. «Пешки Хаоса» рассказывали о сути противостояния человечества и Хаоса, и лишь Аарон Дембски-Боуден спустя более чем десяток лет смог написать произведение, способное по мощи соперничать с романом Брайана Крейга. «Час Казни» в деталях описывал эвакуацию жителей планеты перед лицом тотального уничтожения и авторы, которые использовали этот элемент повествования, в дальнейшем так или иначе ориентировались на произведение Гордона Ренни. Вслед за «Двуглавым орлом», который рассказал историю о лётчиках сорок первого тысячелетия, Абнетт сотворил не менее эпохальный роман «Титаникус», несмотря на все «но», всё же эпическое полотно. «Механикум» Макнилла был отдалённо похож на творение Абнетта, но ощущался всё равно куда более приземлённым — довольно много времени было отведено под работу в секретных лабораториях и политические интриги. «Механикум» был помещён в контекст большей войны, тогда как сражение за Орест — вполне себе война. Через пару лет нас ждёт Осада Терры, и скорее всего мы увидим нечто подобное данному роману: на месте обычных людей окажутся космодесантники, а на месте рядового города-улья — Имперский Дворец.