Пару месяцев назад я уже изрядно поломал голову над тем, как бы сформировать общее мнение о сборнике «Заветы предательства», который состоял из девятнадцати произведений. И если «Заветы» брали по большей части количеством (обилие рассказов-зарисовок на 3-4 страницы), то «Нет войне конца» берёт ещё и объёмом: на данный момент это самое толстая книга по «Ереси» на русском языке, внутри которой содержится двадцать один рассказ! И ей есть чем нас всех удивить.
В данный сборник вошли произведения, которые до этого Black Library издавали в лимитных антологиях The Imperial Truth, Sedition’s Gate, Death and Defiance и Blades of the Traitor. В своё время я уже ознакомился с произведениями, входящими в данные сборники и остался более чем доволен: отличные тематические подборки с действительно хорошими произведениями внутри. War Without End — не менее звучная фраза, ставшая для многих чуть ли не синонимом сороковника, а значит в сборник с подобным именем можно забросить историй с куда как более широким спектром поднимаемых тем. Работают ли произведения так же, как и в лимитных сборниках? — Я бы сказал, что нет, и это особенно чувствуется по тому, как воспринимались произведения сборника «Имперская Истина» тогда и сейчас, в контексте номерной книги по «Ереси». Но работают ли произведения вообще? — Да, работают, а кроме этого образуют куда как более интересные сочетания, которые Лори Голдинг лишь усиливает благодаря правильному расположению рассказов в сборнике (например, как рассказы «Несовершенный» и «Хирургеон»). Но что ещё более важно, после прочтения «Нет войне конца» выглядит на удивление цельно, ведь начинается и заканчивается она рассказами Грэма Макнилла: «Возлюбленная супруга» является приквелом к «Духу Мщения», а «Волчица» — прямым продолжением. И именно эта привязка и позволяет вообще всей антологии «работать». Сборник вообще полон хороших историй, но я бы хотел отметить некоторые из них отдельно.
«Десницы Императора» (Роб Сандерс)
Я обожаю истории про Кустодиев и жизнь Императорского Дворца, который Дорн постепенно готовит к атаке Хоруса. Все эти маленькие зарисовки работы огромной бюрократической машины вызывают у меня восхищение когда всё идёт как надо и искренний ужас, когда что-то идёт не так. В этот раз Имперские Кулаки и Кустодии не разобрались с тем, можно или нет переместить орбитальную платформу прямо над дворцом. Как итог — сражение лоялистов друг с другом, масштабные разрушения и смерти случайных людей.
«Это всё, что останется» и «Прицел» (Джеймс Сваллоу)
Пара рассказов, объединённых единой тематикой: каково жить людям на нижних палубах космических кораблей. В первом случае это рассказ, который всё ближе подводит к моменту создания Серых Рыцарей и заселению Титана и объясняет, откуда Малкадор взял столько психически одарённых людей. «Прицел» же является продолжением «Немезиды» и рассказывает, что произошло с Эристидом Келлом, который попытался проникнуть на Дух Мщения, чтобы выполнить приказ: убить Хоруса. Когда он попал на корабль, то тут же оказался не в самых лучших условиях: на технических уровнях начала буйствовать очень враждебная и токсичная жизнь. Во многом рассказ напоминает описание наркотического трипа, но тем он и хорош — Сваллоу заигрывает с пространством и временем и создаёт произведение, которое очень интересно читать.
«Вспарывание» (Роб Сандерс)
Очередное произведение Роба Сандерса, посвящённое Альфа-Легиону, но с одним важным отличием — повествование ведётся от имени технораба 55/Фи-силон, являющегося агентом Гидры. Это же и объясняет причину необычности языка, используемого Робом в произведении: адепты Механикус (да и агенты Альфа-Легиона) общаются не так, как остальные люди в Империуме. Собственно, это и выделяет произведение на фоне многих: здесь по-настоящему ощущается то, что ты читаешь фантастику, и в какой-то мере научную.
«Демонология» (Крис Райт)
Мортарион один из тех примархов, чьи мотивы мне до сих пор не особо ясны, ведь он так и не был раскрыт в произведениях цикла. Он появлялся в нескольких романах и рассказах, но почти никогда не выступал тем героем, от чьего лица велось повествование. Он был всего лишь тем, кого описывают. В этот же раз Крис Райт пусть и ненадолго, но всё же даёт возможность заглянуть в сознание Мортариона и объяснить, почему он всё таки оказался на стороне Хоруса. И самое страшное здесь то, что он мог бы с тем же успехом остаться в числе лоялистов и многие годы спустя вести Крестовые Походы во славу Империума, а не разлагаться вместе со своими сынами в Оке Ужаса.
Все промежуточные рассказы и повести в цикле «Ереси» на мой взгляд можно разделить на 2 большие группы: в первую войдёт всё, что косвенно связано с общей сюжетной линией и нацелено на углубление истории сеттинга, на создание ощущения «масштаба событий»; во второй окажется всё то, что имеет прямую связь с романами и служит построению более глубоких связей между ключевыми произведениями. Сборник «Нет войне конца» во многом состоит из произведений второй группы. А если и попадаются рассказы из первой группы, то они оказываются столь хороши, что умудряются затмевать сюжетно более важные истории. И это наверное даже более веская причина обратить внимание на этот сборник и не откладывая его в долгий ящик приступить к чтению. Это самая толстая номерная книга по «Ереси», и вряд ли её что-то сможет переплюнуть в ближайшие годы: даже «Дух Мщения» оказался тоньше. А это что-то да должно значить.
Экземпляр на рецензирование предоставлен издательством «Фантастика Книжный Клуб» и магазином ffan.ru.