Феррус Манус — фигура трагическая. В «Ереси» он был важен в первую очередь как брат, а не как личность. Он — первая значительная жертва в цикле, возложенная на алтарь предательства Хоруса. Цель его существования — умереть в сражении с Фулгримом, показать, что из себя представляет гражданская, братоубийственная война. В романе «Фулгрим» Грэм Макнилл очень эмоционально описал как смерть Ферруса, так и то, что ей предшествовало.

Примарх из «игры» выбыл.

Однако из-за развития «Ереси» вширь появилась необходимость найти сыновьям Ферруса место в театре боевых действий, из-за развития вглубь — чуть больше рассказать о нём самом. Так родилась на свет повесть «Феррус Манус. Горгон Медузы».

Если вы читали второй бэкбук из цикла Forge World «Резня», то уже знаете, как прошло приведение к Согласию Гардинаальской империи. Провалившиеся переговоры с Тысячью Сынами. Провалившаяся атака 413-го экспедиционного флота под руководством Улана Цицера, магистра XV ордена легиона Ультрамаринов. Неожиданное прибытие Ферруса Мануса и второй роты Детей Императора. Отказ принять капитуляцию гардинаальцев и почти полное уничтожение Гардинаал Прим. Удивляться здесь нечему.

Интерес в деталях

С одной стороны, свержение лордов Гардинаала — событие более интересное, чем вырезание орочьей империи в повести «Владыка Ультрамара». С другой, — мы уже видели юность Лоргара, сражение Волка и Льва, сожжение Олимпии, поразительные свершения Алого Короля и даже приведение к Согласию с помощью восьмерых космодесантников. На этом фоне история Гаймера смотрится просто-напросто тускло.

Покуда истории других примархов рассказывают о событиях, прямо или косвенно связанных с «Ересью» и даже актуальным сороковым тысячелетием, то «Горгон Медузы» повествует о персонаже, который в дальнейшем себя не проявит. Даже сам Гаймер в эпиграфе повести напомнил: «Его забрали от нас слишком рано. Кто знает, как всё повернулось бы…»

Самая досадная оплошность Гаймера состоит в том, что по повести Феррус узнал про возможное отбытие Императора на Терру за 131 год Улланора. Слухи о выборе Магистра войны могли появиться за десяток, но уж точно не за сотню лет до этого события.

Можно сколько угодно рассказывать о Манусе, но его история так и останется историей для «Ереси». Долгоиграющие последствия могут быть связаны лишь с его сынами и другими примархами. Самое интересное можно рассказать о том, что происходит здесь и сейчас, внутри Великого крестового похода. Гаймер это понимает, а поэтому целенаправленно не углубляется в психологию персонажа. Он берёт не самое важное из противостояний Железных Рук и сосредотачивается на мелких деталях. В итоге они и оказываются в повести самыми интересными.

Феррус обсуждает с Фулгримом преемника на место Императора после того, как узнаёт про желание Отца отбыть на Терру.

Десятый и Третий проводят масштабные сражения друг против друга, чтобы отточить навыки ведения боёв.

Космический десантник оказывается в полевом апотекарионе для обычных солдат, видит страдания простых людей и наблюдает за спасением жизни гардинаальского новобранца.

Подполковник Армии, всю жизнь находившийся под командованием Тринадцатого, участвует в самоубийственном штурме под руководством Железных Рук и разочаровывается в идеалах, за которые сражался.

Железнорукий воин проводит свободное время, погружаясь в протосознание истребителя и наслаждается единением с машиной. И Дети Императора, которые вытаскивают этого «сыча» развеяться.

Эти маленькие истории задают тон всего повествования. Они нацелены на то, чтобы вызвать эмоции. Они их вызывают. Каждая написана отменно, каждую приятно читать. Но они тонут в экшене, которого тут довольно много и который нельзя назвать выдающимся.

Утопия для антиутопии

Другой важный аспект повести — рассказ о Гардинаальской империи. В сумме ей уделяется не более пары десятков страниц, но её жизнь описывается ярко и информативно. Рассказ ведётся с точки зрения консула Сильвина Декки, престарелого псайкера, которого отправили на переработку, так как «затраты на его содержание превышают пользу, которую он приносит».

Гардинаал — это Другой для Империума, но Империума будущего. В сороковом тысячелетии каждый должен подчиняться воле государства, воле Императора. Каждый гражданин должен служить, лишь достойная служба может быть причиной для жизни. Однако люди продолжают действовать иначе, корыстно и эгоистично. Трилогия «Арбитр» как нельзя лучше описывает эту сторону Империума.

В Гардинаале каждый гражданин лишь винтик государственной машины, тысячелетия евгенических экспериментов сформировали касты, каждый представитель которой может жить лишь до тех пор, пока он приносит пользу. Свобода воли — да и то ограниченная — есть лишь у тех, кто должен обладать ею в силу необходимости.

Это очень страшный мир, даже более пугающий, чем Империум сорокового тысячелетия. Дополнительную глубину ему придаёт тот факт, что он является идеальным воплощением идеологии Империума будущего. Если бы Лорды Терры могли создать нечто подобное, то они бы создали. Другое дело, что им бы самим пришлось пасть его жертвой, ведь в новом мире не нашлось бы места для их корыстных интересов.

***

Повесть «Феррус Манус» очень хороша в мелочах, но ей недостаёт целостности. Она распадается на множество отдельных, интересных самих по себе эпизодов, но в целом оказывается не более чем «хорошей». Самого Ферруса здесь очень мало, но даже из эпиграфа становится понятно: Гаймер понимает, что незачем раскрывать персонажа, который сойдет со сцены в первом акте.

Если вы соскучились по экшену, то после «Лоргара» и «Фулгрима» она может стать для вас настоящей отдушиной. Но в ином случае он будет лишь оттенять то, за что «Ферруса» действительно стоит любить.

Поддержать проект можно на нашей странице Patreon.

Экземпляр на рецензирование предоставлен издательством «Фантастика Книжный Клуб» и магазином ffan.ru.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.