Произведения о ксеносах, написанные от лица ксеносов, — довольно редкое явление для книжной серии Warhammer 40,000. В общих чертах мы уже познакомились с т’ау в сборнике «Шас’о» и друкари в омнибусе «Пути тёмных эльдаров» и повести «Маскарад Вайла». Сейчас же, с выходом омнибуса Гэва Торпа «Пути эльдаров», у русскоязычных фанатов появилась возможность узнать о жизни на искусственных мирах-кораблях.

Интерес к любой расе ксеносов лежит имеет два основных аспекта: биологический и культурный. Отличная от человеческой физиология позволяет инопланетным формам жизни в фантастике обладать свойствами, которых не может быть у людей. Иная культура — куда более интересный феномен, ведь она создаётся авторами-людьми на основе культуры людей, но в сочетании с отличной физиологией чужаков демонстрирует совершенно не схожий с нашим стиль существования.

Физиологически фракции эльдаров ничем не отличаются друг от друга. Экзодиты, друкари или жители искусственных миров идентичны, но между всеми ними лежит огромная культурная пропасть. Если трилогия тёмных эльдаров рассказывала очень человеческую историю, то Гэв Торп написал о мире, куда более отличном от нашего с вами.

Алайток — один из наиболее «образцовых» миров-кораблей. Сотни тысяч эльдаров, населяющих его, идут своими Путями. Путь — это нечто среднее между специализацией, хобби и психологической терапией. Чем бы ни желал заниматься эльдар, всегда найдутся те, кто сможет обучить его новому делу. Мастера и ученики сменяют друг друга. Кто-то остаётся на одном из Путей до конца жизни, кто-то меняет их один за другим — жизнь длиной в сотни и тысячи лет позволяет реализовывать себя таким образом. При этом нежелание следовать одному из Путей — это тоже Путь, Странника или Изгоя. На нём эльдар предоставлен самому себе, и только его навыки и желания определяют его движение вперёд.

Найти изображения мирной жизни эльдаров — отдельная проблема. Мир «Молота Войны» славится не этим. Art by Kakatrin

Если вы интересовались бэком эльдаров, то, скорее всего, читали, что эльдары не прекращают движение по своим Путям и обязаны достичь совершенства в каждом из своих занятий. Подобные опусы с их назидательным тоном и жёстким нормативистским подходом отталкивали меня от эльдаров. Они написаны с точки зрения людей, и довольно забавно осознавать, что они вызывают во мне нечто похожее на ксенофобию, которой и славится Империум.

Однако Гэв Торп не пошёл путём пересказа баек об эльдарах, а решил написать историю, которая бы показала мир эльдаров с точки зрения них самих. Мерила бы ксеносов их же собственной меркой.

И у него это получилось.

Культурный шок мон-кея

Мир и культура Алайтока (а вместе с ним и большинства искусственных миров) — одни из самых нестандартных явлений во всём сеттинге. Покуда другие расы сражаются за ресурсы и власть, эльдары искусственных миров варятся в собственном соку. Корабль обеспечивает их всем необходимым — едой и водой. Большинство систем автоматизировано, а управление ими завязано на псайкерских способностях всех эльдаров.

Весь их корабль работает на своеобразном психическом Wi-Fi, к которому все имеют равный доступ (пусть их умения использовать подручные инструменты и различаются). У эльдаров в принципе нет частной собственности, максимум, чем они могут владеть, это личными вещами, имеющими разве что символическую ценность. Средний эльдар обеспечен всем необходимым для своего физического существования. Он может жить в любой квартире, которых на Алайтоке куда больше, чем жителей.

Точно так же работают и Пути — на них нет принуждения. И Торп как нельзя лучше показывает этот момент через эволюцию трёх главных персонажей — друзей детства: Корландриля, Тирианны и Арадриана. Каждый из них, следуя собственным побуждениям, идёт по тому Пути, который в наибольшей степени способен удовлетворить их потребности.

Некоторые эльдары идут Путём Грёз и только и делают, что видят всякое под веществами. Другие следуют Путём Служения (и у них на то есть внутренние потребности) и помогают другим эльдарам, покуда сами желают этого. Чисто статистически всегда оказывается, что в обществе искусственного мира насчитывается достаточно эльдаров на каждом из Путей, жизненно важных для функционирования корабля.

Тирианна, испытывая потребность освободиться от своих любовных чувств, следует Путём Поэта. Жаждущий признания Корландриль идёт Путём Творца. Желающий посмотреть мир за пределами Алайтока Арадриан следует Путём Рулевого. И каждый из них не бросает свою дорогу до тех пор, пока в них не зарождаются новые стремления и желания.

Неумение контролировать гнев приводит Корландриля на Путь Воина. Желание выйти за рамки заставляет Арадриана последовать Путём Странника. Интерес к предвидению приводит Тирианну на Путь Провидца. И они не сходят со своих Путей до того момента, пока не обретают внутреннее равновесие.

Если вам кажется, что это слабо напоминает мрачный и жестокий сороковник, то вы правы: от трилогии местами веет духом произведений Стругацких, Ефремова и других советских фантастов.

Путь Путей

Каждый из трёх романов рассказывает, как Империум чуть не уничтожил Алайток, но показывает это с трёх разных точек зрения: Корландриля, Тирианны и Арадриана. Все трое виноваты в том, что своими действиями навлекли беду. Это необычная идея для цикла, и Торп её прекрасно реализовал.

Однако если вы думаете прочитать трилогию одним махом, я должен вас предупредить: каждый из романов перекликается с двумя другими. Несмотря на то что сюжетная линия будет завершена лишь в финале романа «Путь Изгоя», общая канва станет понятной при прочтении любого из них.

Отсюда мой вам совет: читайте три романа одновременно. Сначала первую часть первого, потом первую часть второго, затем первую часть третьего… И так далее. Первые части к тому же имеют наибольшее количество пересечений — герои постоянно взаимодействуют друг с другом, но утаивают свои чувства и стремления. Поэтому в каждом из романов объясняется не только то, что двигало каждым из героев, но и то, что они испытывали при общении. Это не совсем вяжется с ожиданиями от Warhammer 40,000, но мне было очень интересно следить за внутренней динамикой отношений между героями.

Помимо трёх романов сборник содержит три рассказа, которые восполняют некоторые пробелы в описании и вновь повествуют о тех же событиях с иных точек зрения. Необязательное, но очень приятное дополнение к трилогии. Art by Jose Daniel Cabrera Peña.

Как признаётся сам Торп в предисловии, эта история могла бы растянуться на 9 романов, а каждый из героев получил бы по своей собственной трилогии. Скорее всего, он уделил бы больше внимания другим Путям (Скорби, Служения — их много), а развитие персонажей оказалось бы менее стремительным. Однако он остановился на формате трилогии, а поэтому иначе как «орехом в корсете» её сложно назвать. Она чертовски насыщена.

Вместо огромных описаний Гэв приводит «дискурсивные» замечания, которые очень тонко подчёркивают особенности функционирования мира-корабля. Странник поражается тому, что люди могут целыми поколениями выступать в роли слуг, а жизнь экзодитов полна лишений, они ограничены в ресурсах и инструментах, а также постоянно вынуждены сражаться за жизнь.

Точно так же трилогия поражает и речью героев. Ритмика — одна из важнейших составляющих речи экзархов и арлекинов. Первые строят высказывания так, будто бы пытаются создать идеальное хокку. Вторые общаются мелодично и образно, обращаются к метафорам, когда хотят донести мысль. Так что после трилогии Торпа вам точно захочется обвинить других авторов, изображающих эльдаров в своих произведениях, в лени.

Самые интересные описания сражений достались истории Тирианны, ведь провидцы во время битв не только орудуют сюрикеновыми катапультами, но и следят за паутиной судьбы, предвосхищая действия врага.

Подготовка к печати омнибуса «Пути эльдаров» заняла почти три года. Сроки выхода переносились, а редакторы точно обзавелись в процессе парой седых волос на голове. Однако после прочтения книги я могу сказать следующее: оно того стоило. Ребята проделали огромную работу, и читать сборник — сплошное удовольствие. Все повторяющиеся фразы одинаковы в каждом из произведений, речь арлекинов похожа на стихи, а экзархи говорят очень архаично.

***

«Пути эльдаров» — крайне нетипичное произведение по вселенной, и хотя бы поэтому оно заслуживает вашего внимания. В нём очень мало экшена, а если он и есть, то заметно отличается от «обычного». Торп уделяет огромное внимание химии между персонажами и повседневной жизни эльдаров. Многие из произведений по вселенной напоминают скорее космическое фэнтези, чем научную фантастику, но «Пути эльдаров» точно не входят в их число. Торп берёт образы из коммунистических утопий и помещает их в мир, в котором души живых существ могут поглотить вполне реальные демоны. Эгоцентризм персонажей способен привести не к простому моральному разложению, а к вечным мукам, и сказаться на судьбах всех их компаньонов.

Произведения подобной мощи выходят не так уж часто, так что советую не упустить шанс ознакомиться с ним.

Поддержать проект можно на нашей странице Patreon.

Экземпляр на рецензирование предоставлен издательством «Фантастика Книжный Клуб» и магазином ffan.ru.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.