Крушение иллюзий. Мнение о повести Грэма Макнилла «Магнус Красный. Повелитель Просперо»

В отличие от многих примархов в «Ереси Хоруса», Магнусу и его легиону повезло: он оказался в руках Грэма Макнилла, который прописывает своих персонажей «от» и «до», а также ведёт своих героев на протяжении многих книг. Благодаря этому характер Магнуса получился довольно цельным, а последующие события дали возможность другим авторам использовать примарха в своих произведениях и не бояться, что он получится сильно отличным от макнилловского — он же развалился на уйму осколков с самобытным характером. И, как бы странно это ни звучало, но «Магнус Красный» оказался мостиком к тому, чтобы Тысяча Сынов решила собрать Магнуса обратно воедино. Да, это снова повесть про нерассказанные события Великого Крестового Похода, но повесть с далеко идущими последствиями.

В нормальных условиях магнитные полюса планет меняются с небольшой скоростью, и это никак не влияет ни на живых существ, ни на природные явления. Но планета Моргенштерн оказалась во власти уж точно не нормальных условий — её полюса начали меняться с бешеной скоростью, порождая смертоносные ураганы, извержения вулканов и землетрясения. Мир, который пережил тьму Древней Ночи, оказался на грани уничтожения, и светлейшие умы Механикума ничего не могли с этим поделать. Жители этого мира послали сигнал, мольбу о спасении. И к ним прилетели флоты Тысячи Сынов и Железных Воинов. Для разных по взглядам и темпераменту, но близких по общему желанию спасти древние знания примархов эта кампания по спасению людей стала испытанием их отношений на прочность. Всё шло довольно неплохо до того момента, пока на сцену не вышли Сыны Шайтана — террористы-радикалы, истово убеждённые в необходимости скорой смерти. Они рушат и без того хрупкие планы Железных Воинов и ввергают Моргенштерн в ещё больший хаос, с которым примархам и придётся разбираться, попутно копаясь в тайнах этого мира и спасая реликвии ушедших эпох.

Несмотря на то, что повесть рассказывает про Магнуса, взгляд читателя всё равно остаётся большую часть времени прикованным к Пертурабо: в отличие от Циклопа Железный Владыка не получил собственного романа в Ереси и вынужден был довольствоваться ролью второго плана в другой книге Макнилла. И здесь происходит точно такая же ситуация: Перт «крадёт» историю и делает это во многом из-за того, что раскрывается с новых сторон, пока Магнус предстаёт перед читателем таким же, как и в «Тысяче Сынов». Да, чуточку позже станет ясно, что Циклоп и боли настоящей не испытывал, и предела сил своих не до конца понимает, но в каких-то мелких деталях он оказывается таким же, каким его помнишь, тогда как Пертурабо при каждом своём появлении выкидывает что-нибудь новое и проявляет себя в хорошем свете: то постесняется при всех показать свои эмоции, то предстанет в виде послушного сына Императора и предостережёт брата от исследования варпа, то скажет, что нужно защищать людей, даже если они не понимают, от чего их нужно защищать.

После прочтения повесть оставляет больше вопросов, чем ответов. Кое-что будет раскрыто в «Алом Короле», а что-то оставлено на потом: например, создание Ариманом Рубрики. Эта благодатная тема, заслуживающая своего романа, уже была освещена в одном из рассказов, но как-то вяло и под шумок. И дай бы бог Макнилл закрыл и эту сюжетную щель.

Что удивляет сильнее, так это то нахождение романа относительно других произведений. «Жиллиман» оказался историей, косвенно предвосхищающей создание Кодекса. «Русс» рассказал об истоках противостояния Льва и Волка. «Магнус» же в определённом смысле является продолжением «Ангела Экстерминатус» и «Тысячи Сынов», так как вовсю использует наработки из этих произведений, но при этом ещё и оказывается приквелом к «Алому Королю», из-за чего часть сюжетных линий просто повисает в воздухе. И это является не меньшей проблемой, чем вода в двух прошлых повестях — исчезает ощущение цельности и завершённости произведения. Однако не меньшей проблемой является и то, что Макнилл — один из самых плодовитых на знаки авторов, так что в случае с «Магнусом» видно, как ближе к концу он выкидывает целые эпизоды из повествования в стремлении уложиться в верхний лимит символов. Если бы BL дали добро, Макнилл спокойно бы довёл эту историю до размера среднего ересевого романа, но отмашки не было, так что «Магнус» получился таким, каким получился: хорошим, но не более.

Экземпляр на рецензирование предоставлен издательством «Фантастика Книжный Клуб» и магазином ffan.ru.