Масштабные события – это не только принятые решения на самых «верхах», не только взвешенные «за» и «против», не только ответственность за других (или наоборот – наплевательское отношение к нижестоящим в управленческой иерархии, положенное в основу движения к целям, доступным для понимания лишь принимающим решения), но и, чёрт побери, судьбы отдельных людей, на которые повлияют принятые решения. Это правило применимо к любым социальным структурам, но во вселенной Warhammer 40 000 подобное принимает совсем уж немыслимые обороты. Миллионы людей могут погибнуть из-за одного приказа, миллиарды могут ощутить эхо отдельных событий.
Во власти Хоруса находилась самая масштабная армия, которую только видело человечество за свою многочисленную историю. И именно от принятых решений была определена судьба Империума на десяток тысячелетий. Ересь унесла миллиарды людей. Миллиарды. Но каждый из этого миллиарда был личностью, субъектом, способным осмыслить своё положение, способным в определённой степени контролировать свою жизнь. Каждый из них мог чувствовать, мечтать, любить, верить и надеяться на счастливое завтра. И даже не важно каким было это «завтра» – смертью в окружении внуков, верных учеников, друзей или смертью в бою. Каждый из них видел будущее в этой огромной вселенной и ощущал свою значимость. И мир каждого из них перевернулся, когда они узнали о предательстве Хоруса. И одним из них был Натаниэль Гарро, боевой капитан седьмой роты XIV Легиона Гвардии смерти.
Джеймс Сваллоу обладает удивительной манерой письма и удивительной способностью описывать людей. Обычных людей, которые знают что такое дружба, братство, честь, долг и правда. Покуда другие авторы уделяют время жизнеописанию Примархов, их пути и тому, что происходило в их головах, Сваллоу обращается к героям уровня ниже, и это делает ему огромную честь, ведь ему удаётся рассказывать истории людей вроде Гарро куда как тоньше, чем другим авторам личности Примархов. Мы уже успели познакомиться с Пертурабо, с Аангроном, с Хорусом в конце-то концов, и это было крайне познавательно. Но прелесть «Полёта» заключается в том, что он даёт взглянуть с совершенно иной точки зрения на трагедию Истваана III, ведь книга по сути напоминает своеобразный спин-офф этих событий, но при этом образует связующий мостик между событиями «Галактики в огне» и «Фулгрима».
Уже совершенно понятно кто предатель, почему он предатель и куда это его завело. Глазами Локена и Хоруса мы прожили эти события «изнутри», переварили в себе душевные метания героев, их догадки, предположения и мотивы. Но взгляд со стороны, с точки зрения Гарро оказался для меня куда как более тонким и эмоционально наполненным. Он не видел ни итераксов, ни Храм Змея, ни спутник Давина, ни игр Эреба – это всё прошло мимо него. Но это не значит, что в мелких деталях, он не увидел раскола внутри братства космодесантников, не значит, что не чувствовал приближающейся беды. Чувствовал, но не понимал до конца. И пером Сваллоу весь спектр пережитых эмоций оказался доступен для читателя, ведь, как я уже сказал выше, он мастерски умеет прописывать людей. Космодесантники в его видении – это те же люди, но только более сильные и выносливые, лишённые матерей и возможности продолжить свой род. У них есть лишь Отец, в тени которого они находятся и братство, которое им и самые близкие люди, и главные соперники.
Видеть то, как всё что ценил Натаниэль разрушается на его глазах – больно до одури. «Полёт Эйзенштейна» – это своеобразный маркер, который даёт понять насколько ты веришь в реальность событий Ереси, и насколько тонко ты способен сопереживать героям, оказавшимся в очень непростых ситуациях. Самое удивительное, что в противоборстве лоялистов и еретиков нет вообще никакого желания становится на сторону последних. Если в других книгах интересно, что же там предпримут ставленники Губительных сил и как повернуться события, то здесь такого нет. С одной стороны – что произойдёт дальше и так понятно, с другой – видеть искреннюю боль Гарро, его переживания и внутренние монологи, в которых его личность рвётся на куски – тяжело. И наблюдать за тем, как космодесантник цепляется за веру, как за последнюю соломинку смысла для существования, и тем, как ему в этом помогают летописцы, очень интересно.
Однако есть в слоге Сваллоу и одна не очень приятная деталь – его довольно тяжело читать с наскоку. Обилие деталей, отступлений и сложных синтаксических конструкций создаёт барьер для восприятия, но, если перебороть себя и «втянуться» в повествование – дискомфорт исчезает. Но сам факт наличия этого порога входа, который не только про сложность восприятия текста, но и про эмоциональную связь с персонажем – немного огорчает. После лёгкой «Галактики в огне», эта книга способна отпугнуть. Но, если постараться, перебороть первые страниц 50, то дальше будет сплошное удовольствие от процесса чтения.
Экземпляр на рецензирование предоставлен издательством «Фантастика Книжный Клуб» и магазином ffan.ru.