Железо внутри. Железо снаружи. Мнение о книге «Ангел Экстерминатус»

Когда Хорус начал свой крестовый поход, обозначив его целью Терру и режим, установленный Императором, как он это видел? Как избавление от великого зла? Как закономерный путь развития отношений, построенных на лжи и недомолвках? Как праведное деяние? Но ведь он пошёл войной на своего отца не один, и каждый из 8-ми его братьев, вставших на его сторону и присягнувших ему на верность, тоже сделали этот шаг не просто так. Дети Императора, Альфа-легион, Тысяча Сынов, Несущие Слово, Лунные Волки, Повелители Ночи, Пожиратели Миров – их истории так или иначе были рассказаны, и их путь на стороны «предателей» уже давным-давно был объяснён для читателей. Но Железные воины. Кто-кто, а эти ребята уж точно не часто мелькали в книгах и рассказах по 30к до этого.


На самом деле Четвёртый легион оказался в очень выгодной позиции для того, чтобы его с теплом принял читатель – про них очень мало рассказывалось. Прочитав 20 с лишним книг до этого я не могу вспомнить момента, где бы Железные воины и Пертурабо упоминались больше, чем несколькими строчками. Они всегда оставались в тени, но не не потому что обладали особыми способностями «воронов» – нет, просто потому что они всегда выполняли самую грязную работу и лавры победителей доставались тем, кто больше походил на героев. Жиллиман, Дорн – вот герои Империума, достойные почестей и хвалебных од. Они сами по себе источают «геройскость», теплоту и обаяние и люди готовы их боготворить даже просто так – без геройств.

Стоит ли удивляться, что Железные Воины с их вычурным аристократизмом, холодным поведением и чересчур рациональным мышлением окажутся любимцами публики? Не думаю. Но это и не значит, что совершая даже больше деяний, которые могут носить имена «подвигов», 4-ый легион должен был оставаться обделённым. Император дал Пертурабо ношу, которую тот мог выдержать, но он не дал той благодарности, которая могла бы смягчить нрав Железного владыки. Не было ни внутреннего удовлетворения от того, что существа, способные строить великое и совершенствовать окружающий их мир ради простых людей, должны были этих людей убивать и свой потенциал пускать на разрушение. В одной из книг Жиллиман мечтал о том, что смогут делать космодесантники в мирной жизни, когда война закончится, и до братоубийственной войны не терял надежды на возможность существования этого мира. Пертурабо же находился изначально в других смысловых координатах – он сразу видел упущенные возможности движения в совершенно ином направлении. И гибель Олимпии, о которой на протяжении всего произведения будут вспоминать железнорождёные, – это лишь ещё один гвоздь в крышку гроба сладких надежд на совсем иную жизнь.

Образ Пертурабо в Ангеле Экстерминатус – это один из самых сильных образов как Примархов, так и вообще персонажей в 32-ом тысячелетии. Внутренние сожаления, упущенные возможности и отчуждение от занимаемого им положения. Он – творец. Он – созидатель. Он – архитектор, вынужденный копаться со своими подчинёнными в глине сначала противостоящих Империуму, а затем и Воителю Хорусу миров. И, пока никто кроме приближённых воинов-триархов, не видит – он создаёт для себя маленькие произведения искусства, рисует чертежи возможных зданий и городов, строит модели титанов и изучает труды учёных древней Терры. И, не смотря на то, что это воин почти 4-х метров роста и 200-летнего возраста, он среди всех Примархов больше походит на подростка, который недоволен своей текущей жизнью, но изменить её не в силах. И во многом такое ощущение складывается из-за его созидательной деятельности, когда он прячется от глаз всего мира.

Вообще Макниллу удаётся создавать такие образы и наделять их такими проблематиками, которые уходят далеко вперёд обыденных тем книг по Ереси. Конечно, Железные Руки мечтают отомстить Фулгриму, ноктюрнец кричит «Вулкан жив!», а Кулаки в начале произведения размышляют о том предательстве, которое совершил по отношению к Императору Хорус и другие Примархи и Легионы, но это не исчерпывающий набор тем, которые раскрываются в этом произведении. Сын Дорна, оказавшийся в апокатерионе Фабия, становится тератой – мутантом-монстром, с изменённым генокодом, плотью, внешностью и иным набором потребностей, и оказывается перед выбором – потерять собственное «я» и стать истинным монстром, или же пытаться изо всех сил, терпя немыслимые пытки и боль, удерживать колыхающую искру разума и осознавать то, кем стал он, и кем стали другие легионеры. Кульминация этой арки – бой на Сизифее, во время которого Третий Легион выпускает на корабль лоялистов терат и Имперский Кулак оказывается в ситуации выбора: защищать себя, убивая дружественных ему бойцов, которые не признают в нём друга, или же убивать своих ради собственного спасения и отстроченной мести Фабию. Эмоционально момент куда как сильнее задевший меня, нежели финал книги.

«Эволюция» Третьего Легиона, которая была показана в «Ангеле», оказалась соразмерна тому морально-нравственному падению, которое совершили Дети Императора в 5-ой книге, и которое было мельком показано в рассказе «Расколотое отражение». Они изменились, и каждое их массовое появление здесь – это маленькое шоу, сопровождающееся очень «тёплым» и даже уютным повествованием. Их девиации, пусть и мерзкие до одури, ни в коем разе не вызывают отвращения во время прочтения, лишь наоборот – интерес. То, что творят рабы Той-Что-Жаждет, приковывает взгляд, и сколь бы я не старался рассматривать их поведение с этической точки зрения, я всё равно не мог побороть своё любопытство касательно того, что же эти негодники сделают в следующий раз, как низко они падут в ситуации, когда ниже падать уже некуда и что во что в конечном итоге превратиться Третий легион.

На данный момент «Ангел Экстерминатус» – это самое объёмное произведение из цикла «Ересь Хоруса», вышедшее на русском языке: почти 600 страниц (576, если быть точнее) заключены в уже ставшее классическим издание от Книжного Клуба Фантастики. Внутри произведения МакНилл не только ловко переплетает множество сюжетных линий, но и между делом в интерлюдиях-«Теогониях» умудряется рассказать о том, что случилось с Фулгримом, Пертурабо и Феррусом Манусом на заре их самостоятельного существования.

Экземпляр на рецензирование предоставлен издательством «Фантастика Книжный Клуб» и магазином ffan.ru.