It Is the Baneblade! Мнение о романе Гая Хейли «Гибельный клинок»

Возможно, если бы я был способен формулировать свои мысли лишь в пределах 140 280 символов, то вместо рецензии на роман Baneblade только бы выдал ссылку на данное видео и посчитал, что с отличием выполнил свой долг человека, который уже больше двух лет на регулярной основе пишет про ваху. Ну, просто подумайте: в далёком и мрачном будущем обычные люди вроде нас с вами управляют пятнадцатиметровым монстром, который обладает столь разрушительной мощью, что простым словом «танк» его даже как-то стыдно называть. Это БЕЙНБЛЕЙД и сегодня мы поговорим о том, что пришлось пережить на Калидаре IV экипажу этого чудовища.

Маркен Кортейн Ло Банник должен был стать наследником клановой империи, жениться на дочери торгового партнёра и приумножить богатство предков. Но после глупой стычки и убийства по неосторожности своего дальнего родственника он понимает, что должен искупить содеянное. И он отправляется воевать. Ему дают «Лемана Русса», экипаж, долго и упорно муштруют в глубинах огромного космического корабля, летящего на протяжении двух долгих лет в систему Калидар. Этот пустынный мир известен своей свирепостью, но всё же имеет огромное значение для Империума. И именно тысячам солдат и сотням танков придётся столкнуться с орками.

Если вы некогда читали роман Стива Паркера «Безбашенные», то, скорее всего, аналогии с ним уже пришли вам на ум: танки против орков на пустынном мире смерти. И во многом это можно считать одной из проблем «Гибельного клинка» — что-то подобное мы уже видели, и не совсем понятно, зачем стоит читать ещё и этот роман, особенно если вы читали «Безбашенных». Но, тем не менее, ознакомиться с романом Гая Хейли нужно и уже догадались почему: он рассказывает о том, как 8 человек живут и воюют на трёхсоттонном монстре. Эпик и пафос — это синонимы вархаммера, и ради этих моментов и стоит обращаться внимание на романы наподобие этого. Но при этом сами по себе масштабы не дают ничего, и лучше всего это продемонстрировал Аннандейл в романе «Робаут Жиллиман», в котором равнины были безграничными, пирамиды людей поражали своими нечеловеческими размерами, а орки все как на подбор были здоровее примарха. Работало ли это в повести как надо? — Нет, не работало. И чтобы не допустить подобную оплошность, Хейли завязал всю историю на личности Банника и его трагедии, приведшей его на службу в Имперскую Гвардию.

В танке так много места, что в нём можно жить. И обстоятельства очень часто заставляют танкистов неделями жить внутри.

Роман открывается совершенно крышесносной сценой сборки Бейнблейда «Марс Непобедимый», частью экипажа которого и станет главный герой. Но тот факт, что именно Банник будет главным героем романа, становится понятен лишь где-то странице на 50-й романа, до этого повествование идёт несколько витиеватым путём. Но что более важно — на момент завязки истории сам персонаж не является для нас понятным и знакомым. Хейли решается на рискованный шаг и рассказывает историю в двух направлениях,а точкой отсчёта становится первое сражение с орками на Калидаре IV. Банник теряет свой экипаж, попадает на место третьего стрелка в «Марс Победоносный», знакомится с экипажем, проходит тернистый путь испытаний и лишений… а с другой стороны в обратном направлении разворачивается история того, как и почему он решил послужить Императору. В общих чертах его история известна сразу — её-то я вам и пересказал — но детали остаются за кадром, и с каждой главой мы всё ближе подступаем к разгадке того, почему на самом деле изменился Банник, почему беззаботный богатый гуляка стал человеком, свято верящим в то, что его жизнь не должна пройти впустую. Но при этом я не сказал, что это главная интрига произведения, ведь война с орками оказывается довольно нетривиальной и очень интересной. Хейли зашёл с козырей и дал возможность сразиться людям с разумными зеленокожими, что только сделало произведение лучше и даже возвысило его над всем болтерпорном с оркотой, которое был написан до этого.

Сами авторы Black Library признают, что писать про орков мучительно тяжело — они прекрасно показывают себя в настолке, но отвратительны в романах. Орки — это идеальные жители вархаммера, чьё желание сражаться обусловлено природой. Они живут войной и созданы только ради неё. Но при этом у большинства из них нет сознания, проблем и чаяний, которые бы могли дать авторам развернуться. Они хороши как идея, как образ, как воплощение войны. Но почти каждый раз, даже в «Безбашенных», это скатывалось в тупое превозмогание зелёной массы, которое мне было почти физически больно читать.

Даже после прочтения я не могу до конца сформулировать причины того, почему я проглотил «Гибельный клинок» залпом. В этом романе нет ничего таинственного, нет секрета, который бы мог заставить тебя неумолимо двигаться к развязке. Но при этом я всё равно прочёл его за один день. Хейли не может похвастаться деталями жизни гвардейцев, как это делает Абнетт или Фехервари — речь большинства героев больше напоминает высокопарные речи космодесантников из «Гибели Единства» — но при этом он довольно часто накидывает пару-тройку деталей, которыми слишком сложно не проникнуться. Например техножрец, приписанный к танку «Марс Победоносный», обладает просто запредельной долей человечности и уже этим приковывает к себе взгляд. И из-за того, что Гай вводит подобных персонажей постепенно, роман ощущается на удивление ровным и цельным. Даже не смотря на свою структуру.

Релиз «Гибельного клинка» прошёл мимо меня, но я всё равно решил, что не помешает ознакомиться с произведением и, как и в случае с «Кровью Асахейма», остался доволен. Это одно из тех произведений, которые не пытаются хватать звёзд с неба, но всё равно остаются хорошими в своей нише. За рубежом уже вышло продолжение Shadowsword, и даже не смотря на средние продажи Бейнблейда сиквел скоро выйдет и у нас.