Ещё буквально 4 года назад я ничего толком не знал о вселенной вархаммера — ни фэнтезийного, ни космического. Игры проходили мимо меня, кодексы и настолка тем более. Книги же стали тем самым окном, протиснувшись в которое, я смог воочию увидеть новый для себя мир. Тогда каждая новая книга была как глоток чистого воздуха, дающий силы продолжать познавать этот мир дальше. Как вы уже знаете, Ересь Хоруса стала для меня отправной точкой для путешествия в этот мир и именно её я люблю чуть больше, чем «классический» сороковник. Это уже потом был «Эйзенхорн», «Рейвенор», «Биквин» (кстати, когда там вторая книга, Дэн?), это потом был Каин и ряд других романов. Но не каждому автору удавалось в рамках своего собственного романа рассказывать читателю что-то такое, чего он не мог бы получить из других источников. Не у всех хватало дерзости (или фантазии) придумывать свои собственные сектора, свои собственные миры, своих уникальных героев, а потом заставлять их сталкиваться друг с другом и с окружающим миром. Однако Дэниверсум (да-да, та часть сороковника, в которой обитают герои книг Дэна Абнетта) не единственный островок буйства фантазии одного конкретного писателя — буквально 3 года назад Петер Фехервари начал создавать свой собственный мир на просторах вселенной вархаммера: «Тёмный Клубок». И роман «Каста Огня» — это первое столь объёмное произведение, повествующее о жизни одного из миров где-то на границе Империума — планете Федра.

Прежде чем начать читать «Касту Огня» я крайне советую вам прочитать все рассказы, которые входят в цикл «Тёмный клубок» и предвосхищают события данной книги. Но если вы их не прочитаете, вы не потеряете слишком многого в восприятии сюжета общего сюжета, лишь некоторые мелкие детали ускользнут от вас. Но, если вы решитесь продолжить читать этот цикл, то рассказы стоит прочитать на том же WarForge (последовательность есть в спойлере по ссылке) — они очень хорошие.

«Слишком ленивая, чтобы стать миром смерти, слишком злобная, чтобы быть чем-то ещё» — так описывает Федру в своём дневнике Хольт Айверсон, комиссар, чьим долгом было удерживать Верзантских Конкистадоров от падения в ересь. И в этих словах весь этот мир, пропитанный влагой вечных дождей и окутанный туманом из влаги и спор грибков, которые здесь являются самыми неприхотливыми жителями. На Федре даже нет суши в привычном её понимании — есть только коралловые наросты, поднимающиеся выше уровня моря. И, если бы не залежи прометиума где-то в глубине джунглей, этот мир никогда бы не стал местом столкновения двух воюющих рас — людей и тау.

Только не стоит думать, что перед вами окажется очередное лазган-порно, в котором тысячи гвардейцев с благоговением отдают свои жизни во славу Императора — вовсе нет. Реализм и приземлённость «Касты огня» куда как сильнее, чем в мною любимых «Пятнадцати часах», в которых новобранцев по ошибке десантируют не на планету, в которой они бы прошли лёгкое боевое крещение, а на планету, несколько десятилетий пытающуюся сопротивляться всё усиляющемуся орочьему нашествию. Количество героев, которые появляются на страницах «Касты» доходит чуть ли не до полусотни человек и ксеносов и каждому из них уделяется время. И каждый из них перед тем, как отправиться в Громовой Край, станет на чуть-чуть ближе к читателю. Книга содержит какое-то запредельное количество персонажей, которые выходят за рамки типичных героев для вархаммера. Конечно, и идейный комиссар, и верующий фанатик, и зажравшийся вояка-чиновник промелькнут на страницах книги, но даже и их образы будут дополнены стольким количеством мелких деталей, что назвать их «картонными» язык не повернётся.

Чем-то это книга напоминает фильм «Апокалипсис сегодня», чем-то книгу «Сердце тьмы», а чем-то и произведение, которое обладает столь сильной самобытностью, что как-то неловко говорить о том, что это тоже вархаммер. Не то, чтобы вархаммер был не ок, но даже мною искренне любимый Аарон Дембски-Боуден меркнет перед писательским гением Фехервари. Помните, что я говорил о «Чёрном легионе»? Так вот, «Каста» в разы круче «Легиона» и с неё не только стоит начать знакомство с вархаммером, но и стоит прочесть людям, которые просто любят хорошую литературу. «Каста Огня» — это чёртов образчик того, какими могут быть книги по игровым вселенным и почему подобные произведения заслуживают внимания масс людей. Только вот дело в том, что сколь бы хороша была эта книга она всё равно не для всех, даже не для всех тех к в свободное время почитывает «рекламные буклетики» от BL. А всё просто — эта книга полна откровенной жестокости и мерзости.

Возможно многие помнят с какой любовью Грэм Макнилл описывал причуды варпа в «Фулгриме» или в «Ангеле Экстерминатус», с каким упоением были расписаны все те извращения, которые произошли с Детьми Императора. А теперь представьте, что всё это было бы описано не как прикосновение Той-Что-Жаждет, а как прикосновение Дедушка Нургла, которое достаточно мерзко описать не смог ни тот же Грэм в «Лживых Богах» и ни Сваллоу в «Полёте Эйзенштейна». При этом разложение, как чисто физическое, так и сугубо духовное Петер смог описать так, что местами книгу хотелось просто закрыть и отложить на полку до лучшего времени. То, как герои медленно сходили с ума, теряя связь реальностью в пелене наркотического прихода или в пылу мучительной агонии от лихорадки, по-настоящему заставляло бояться за них и содрогаться вместе с ними. Мучительный сон? Проказы Губительных сил? Очередное видение? Где грань, между которой реальность и кошмар переходят в друг друга и когда это мучительное состояние тревожности закончиться? — Фраг его побери, у меня нет ответов на эти вопросы.

Это арт из игры Exoplanet: First Contact, но при этом до жути атмосферен и как нельзя лучше показывает одно из мест действия книги — имперский линкор, капитан которого уже много лет гниёт заживо и жив только из-за постоянных переливаний крови.

Путешествие по Клубку Долорозы — это путешествие по пути деградации человеческого существа и падению человеческого духа. Это путешествие, в котором некоторые люди меняются до основания, а остальные просто угасают. Федра — это живой мир, который медленно распадается и вместе с ним разлагаются и те, кто желает его покорить. Падение людей, падение тау — это всё частички одного пазла, который собирается в общую картину когда удаётся полностью понять суть Клубка и хоть сколько-то приблизиться к моменту, когда он будет распутан. А до тех пор… можно просто наслаждаться путешествием по Федре и наблюдать за судьбами тех, кто уже никогда не сможет избавиться от её прикосновения. Главное держать в голове тот факт, что эта книга не про Касту Огня. Она вообще должна была называться «Громовой край». Да, в ней присутствуют тау, но про них вы вряд ли узнаете что-то такое, чего не смогли бы узнать из статьи на википедии. А в остальном — это шикарное произведение, которое, как я говорил уже раньше, стоит прочитать всем любителям качественной фантастики.

Экземпляр на рецензирование предоставлен издательством «Фантастика Книжный Клуб» и магазином ffan.ru.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.