Космические Волки — орден, о котором написано больше всего книг и создано больше всего циклов. Для кого-то они просто космические викинги с выстроенным вокруг них ореолом из жопошничества и звучных фраз по типу «на Фенрисе нет волков», для других — представители самого крутого ордена и самые душевные ребята среди всех прочих генетически улучшенных людей. И я скорее отношу себя ко второму типу людей, ведь мне очень нравятся произведения о них и их фенрисийская культура, которая является, на мой взгляд, одной из самых нестандартных и выделяющихся среди всех культур Империума. Вархаммер обладает своей собственной, уникальной эстетикой, а Космические Волки умудряются выделяться даже на этом фоне. Получается этакая стилистическая матрёшка, сама возможность созерцать великолепие которой приводит меня в бешеный восторг.

Я читаю «Кровь Асахейма» уже больше недели и категорически не могу заставить себя читать её быстро, даже несмотря на то, что повествование способствует прочтению на одном дыхании. Последний раз подобное случилось со мной при чтении «Духа Мщения» — этот роман я тоже «смаковал» почти целый месяц. И пусть объёмы произведений сопоставимы лишь с очень большой натяжкой, чтение «Крови» может занять у меня ещё больше времени — почти на каждой странице (а часто и по нескольку раз) я нахожу какую-то мелкую деталь, из-за которой ухожу в себя и начинаю осмыслять прочитанное. То космодесантник стряхивает с молота кишки еретиков-нурглитов, то сороритка выглядит на все свои 142 года, то имперский блогер снимает влог про нападение еретиков — такие моменты приводят меня в совершенный восторг, но при этом отвлекают от чтения, заставляя идти писать кому-то о том, что роман великолепен, а Крис Райт — внебрачный сын Грэма Макнилла и Аарона Дембски-Боудена. Единственный и самый лучший.

Сама политика Чёрной Библиотеки предполагает, что в первую очередь произведения по мотивам вархаммера должны содержать огромное количество битв, сражений, дуэлей, спаррингов и перестрелок, а уж во вторую — сюжет, персонажей и сильную проблематику. И сороковника это касается в первую очередь, ведь в нём нет единой линии повествования, а кодексов и миниатюр по нему выходит куда как больше, чем по «Ереси Хоруса». Именно из-за этого боевые сцены во многих книгах, в особенности в циклах Space Marines Battles, получаются будто написанными «под копирку» — по определённым шаблонам, с «болтерпорновым крещендо» и «размытыми движениями воинов, которые не способен заметить глаз простого человека». И, находясь в этом контексте, Крис Райт умудряется описывать экшн и все проявления нурглитского разложения с обилием нетипичной даже для вархаммера жести. Именно за счёт таких, казалось бы, незначительных уточнений произведение просто прорывается в стратосферу.

«Кровь Асахейма» была издана в 2013 году, через год после «Железной ярости» и в тот же год, что и «Шрамы». И я не знаю, что такое произошло с Крисом, но как автору ему это пошло лишь на пользу — он буквально стал писать на голову выше, чем писал до этого. Может, ему даже вживили геносемя Макнилла, когда стало известно, что тот уйдёт в вархаммеристы-фрилансеры, или начали поить кровью Дембски-Боудена — кто знает? Семерых Космических Волков просто отправили помочь Сёстрам Битвы защитить целую планету, и это оказалось крайне нелегко. Стаю раздирают внутренние противоречия, догматизм сорориток вызывает головную боль, а постоянные сражения выматывают до предела. Но что ещё интереснее, так это то, что одной из ключевых тем романа является отчуждение, о котором как только не писал всё тот же АДБ и который на данный момент умудрился описать его почти в каждом из своих романов вне зависимости от того, оказывались они про лоялистов или предателей. И что куда как важнее: «Кровь Асахейма» уж слишком напоминает «Кровь Кадии» не только названием, но и основным конфликтом: на мир-святыню вторгаются нурглиты. Вполне возможно, что Крис в процессе написания умыкнул какие-то детали у разных авторов, однако умыкнул умно — аллюзии и дежа вю вызывают не раздражение, а ностальгию и удивление от степени проработки и переработки «позаимствованного».

На данный момент «Кровь Асахейма» является для меня одновременно и самым эстетически выверенным произведением, и одним из самых «душевных» романов. Будто бы математическая формула вдруг обросла мышцами, сухожилиями и кожей, а потом к ней прикоснулся сам Император и сделал из неё книгу. При чтении у вас будет болеть мозг от непроизносимости имён большинства персонажей, от скандинавизированности всего произведения (блин, ну это ж книга про Космических Волков — иначе и не должно быть!), от детальных описаний приспешников Нургла — но всё это будет приятной болью. Это отличная книга, за которую однозначно стоит поблагодарить и переводчика, и всю свору (хах!) редакторов-корректоров, которые вложили силы и душу в подготовку романа к изданию у нас в России.

Экземпляр на рецензирование предоставлен издательством «Фантастика Книжный Клуб» и магазином ffan.ru.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.