Империум Человечества раскинулся почти на весь Млечный путь и мог бы простираться ещё дальше, если бы Астрономикон светил ярче. Но даже нынешние масштабы Империума будоражат сознание читателей — это всё равно слишком много, ведь на данный момент человечество даже Солнечную систему не покорило, тогда как в вархаммере чуть ли не вся Земля (пардон, Терра) отведена под офисы бухгалтеров и архивы с документами. И, наверное, именно поэтому авторы Black Library не так уж и часто сосредотачиваются на описании межзвёздных путешествий, жизни на кораблях и понимании людьми будущего космических просторов, уделяя больше внимания политическим интригам, сражениям и быту — это всё просто ближе и понятней. Но если всё-таки хочется романтики космических перелётов, то всегда можно прочитать дилогию «Лорд Солар Махариус», на данный момент наиболее полно посвящённую Имперскому Флоту. Но не думайте, что всё будет просто.

Леотен Семпер совсем недавно вступил в должность командира крейсера «Лорд Солар Махариус». Он уроженец Кипра Мунди, и управление многокилометровыми звёзднымикораблями у него в крови. С первых же недель патрулирования Готического сектора он принимает участие в ряде сражений, из которых выходит победителем. Он заводит друзей среди членов экипажа и врагов среди слуг Губительных Сил. История развивается неспешно, повествование скачет от одного персонажа к другому, от корабельных трюмов до трущоб Белатиса, в которых Арбитры воюют с еретическими культами. И до того момента, пока откуда-то с галёрки не начинает вещать Абаддон, довольно сложно понять, как будет развиваться история, и что тут вообще к чему. Но после слов Абаддона вся таинственность вмиг исчезает, и история становится на удивление прямолинейной. Может, даже, чересчур прямолинейной.

Интересный факт: Гордон налажал с пропорциями корабля, количеством экипажа и временем (во времена 12 ЧКП корабль с таким именем мог существовать). Но в начале нулевых BL не так жёстко следило за каноничностью книг. 

Общим настроением книги Ренни напоминают истории о комиссаре Каине — слегка наивные, с духом настоящего приключения и заложенным где-то внутри самого произведения фактом, что с главными героями никогда и ничего плохого не случится. И с ними на самом деле ничего не случается, ни в первой книге, ни во второй — не везёт лишь людям, которые окружают главных героев. Но при этом тот же «Час казни» прекрасно передаёт всё, что происходит с населением целой планеты, к которой движутся войска Абаддона и его флагман «Убийца планет», названный так сугубо из-за того факта, что его мощи хватает, чтобы играючи взрывать обитаемые миры. И здесь же кроется основная проблема романов: если вы не играли в Battlefleet Gothic: Armada, не читали про войну в Готическом Секторе, то вам, скорее всего, будет не особо интересно. И если «Час» ещё хоть как-то воспринимается целостным и самостоятельным произведением, то «Перекрёсток судеб» работает лишь в контексте понимания этой войны: того, что стоит на кону и того, что происходит за границами романа. И именно поэтому, если вы вдруг решите прочитать романы, желая ознакомиться с 12 ЧКП и Готической войной, то вас может ждать сильное разочарование — вы не увидите ни краткого пересказа всех событий, ни сражений за Чернокаменные крепости, ни Абаддона в качестве центрального персонажа. И если читать, ожидая именно это, то в конце вы можете остаться слегка огорчёнными.

В процессе прочтения мне захотелось хоть немного, но поиграть в Battlefleet Gothic: Armada. Одно дело читать о потрясающих воображение космических баталиях и совсем другое наблюдать их своими глазами. Играть я вряд ли буду, но катсцены из игры глянул.

С другой стороны — как минимум первый роман прекрасно работает как самостоятельная история. Медленное разрушение устойчивого миропорядка Белатиса, ощущение приближающегося тотального конца для одних и нового начала для других. Имперцы медленно теряют контроль над миром, и эта анархия вселяет ужас. Повествование одновременно ведётся с точки зрения и тех, кто оказался на планете, и тех, кто висит на орбите. Главные герои этого эпизода и вообще всей дилогии — люди, а значит, всё описывается от их лица и масштаб трагедии ощущается как ужасающий не просто потому, что оно так и есть, а ещё и потому, что удаётся посмотреть на него глазами подобных нам людей. Это самая сильная сторона «Солар Махариуса» — большинство всех последующих историй про жизнь на звездолётах мы увидим от лица космодесантников, весьма далёких от забот обычных людей. И это именно то, что позволяет романам не устаревать и выглядеть свежо — кое-что из описанного здесь не будет явно эксплуатироваться другими авторами. Например, пугающая своей жестокостью сцена корабельного абордажа, в котором участвуют отбросы и отребье с нижних палуб. Или восхождение по командной иерархии зэка Максима Борусы, ставшего чуть ли не правой рукой заместителя Семпера. «Перекрёсток Судеб» в этом плане несколько уступает первому роману, так как в нём Ренни большую часть времени тратит на эльдаров, играющих одну из главных ролей в этой книге. На тот момент это одно из первых появлений данной расы в литературном произведении, и с тех пор их описание не особо изменилось.

Изначально этот цикл задумывался как трилогия, которая просто описывает разные этапы Готической войны, но завершился на второй книге. Однако при этом финал не получился скомканным — эта история вполне могла закончиться и на первой книге и не стала бы хуже. Это хороший цикл, но не тот, с которого на мой взгляд стоит начинать знакомство хоть с вархаммером, хоть с 12 ЧКП.