Одиссея огнерождённых. Мнение о романе «Смертельный огонь»

Перед прочтением данного романа настоятельно рекомендуем прочесть «Вулкан жив» и «Забытую империю»

Энтропия в «Ереси Хоруса» растёт. Несмотря на то, что зарубежных читателей уже начали потихоньку готовить к Осаде, которая явно займёт не одну книгу, а то и небольшую серию, вроде The Beast Arises, русскоязычные читатели, при всех усилиях ККФ, отстают почти на десяток томов. Сюжетные линии ещё не всех персонажей достаточно чётко очерчены, а судьба многих из них и вовсе неизвестна. И из-за этого даже не особо стыдно вспоминать то, какой «Ересь» была десять лет назад, и скучать по «открывающей» трилогии. Как бы я ни восторгался отдельными историями про второстепенных героев из-за того, что они создают ощущение «масштабности» происходящих событий, я всё равно тоскую по тем временам, когда можно было взять в руки одну книгу, прочесть её, выдохнуть и тут же взять роман-продолжение. И если вы точно так же как и я скучаете по подобному, то уже только поэтому стоит любить Ника Кайма: его романы про Саламандр в «Ереси» представляют собой полноценный цикл.

«Смертельный огонь» — это прямое продолжение трёх конкретных произведений: романов «Вулкан жив» и «Забытая Империя» плюс рассказа «Порицание» — он входит в состав антологии «Заветы предательства», и я его очень хвалил. От первого нам достался приближенный Вулкана космодесантник Артелл Нумеон, который на протяжении целого романа отказывался признавать, что его генетический отец погиб, и который будет всё так же гнуть свою линию здесь. От «Забытой Империи» — место действия первого акта и завязка сюжета: Вулкан мёртв и лежит в саркофаге с фульгуритовым копьём в груди, столица Маккрага разрушена после нападения Конрада Кёрза, к планете подлетели флоты Сангвиния и Льва, а Жиллиман посадил Сангвиния на трон Империум Секундус. Кроме того, из-за Губительного шторма, опоясывающего Пятьсот миров, никто не знает, выстояла ли Терра. Рассказ же «Порицание» подарил Кайму Эонида Тиэля, крайне харизматичного Ультрадесантника, ведущего войну с предателями нестандартными по меркам Тринадцатого легиона методами. И благодаря помощи Абнетта Кайм смог с этим всем отлично справиться.

По объёму «Смертельный огонь» чуть-чуть не дотягивает до «Духа Мщения» Макнилла: 500 страниц для романа по «Ереси» — это не шутки. Не взирая на то, что большая часть произведения посвящена путешествию Саламандр во главе с Нумеоном через варп к Ноктюрну, интереснее всего читать первый акт произведения. Тот, события которого происходят в системе Ультрамар. Если оставшаяся часть больше всего напоминает «Вулкан жив», то эта как раз таки «Забытую Империю», и на мой взгляд это очень большой плюс. На Маккраге происходит множество событий, и в них участвуют не только легионеры, но и примархи, а такое сразу приковывает к себе внимание. Секретные тюрьмы, тайны Освободившихся, загадочные исчезновения трупа Вулкана — эти события пусть и не поражают масштабом или особой важностью, но всё равно цепляют хотя бы за счёт места действия: Империум Секундус вычеркнута из истории «Ереси», а посему всё происходящее здесь уже само по себе интригует. А то, что события идут одно за другим и что данная часть романа читается на одном дыхании — приятное дополнение. Но самим Саламандрам нахождение здесь не особенно по душе: они хотят домой, на Ноктюрн, похоронить отца согласно своим обычаям — в огне. Шестьдесят шесть выживших легионеров грузятся на «Харибду» и отправляются в Гибельный шторм. Они начинают свою Одиссею.

Один из самых интересных моментом приключения в варпе — появление демонеток-маленьких девочек, одетых в беленькие платьица. Кайм нагоняет саспенса не хуже Аннандейла и создаёт одну из лучших сцен сражения космодесантников с нерождёнными на моей памяти.

С этого момента в игру вступают те, кого в истории я совсем не ожидал увидеть: Гвардия Смерти. Не могу сказать, что их участие было в ней необходимо, но начиная от их первого столкновения с Саламандрами и заканчивая финальным сражением на Ноктюрне, меня не покидало ощущение, что космодесантники с Барбаруса были добавлены в роман лишь для того, чтобы увеличить количество знаков в романе. С одной стороны мои придирки не совсем обоснованы — если бы не гонка за символами и отсутствие необходимости наличия уймы экшн-сцен (боевая фантастика как-никак!), то «Ересь» книг десять назад могла бы закончиться. С другой стороны, маститые авторы из Black Library умудряются «лить воду» более искусно и, например, добивают объём за счёт лютого фансервиса. Увы, но Несущие Слово у Кайма оказываются чуть ли не на порядок интереснее, чем их кузены-предатели. Хорошо лишь одно — это единственный заметный недостаток у всего произведения.

Воскрешение Вулкана — или, точнее, перерождение, — которое ждёшь на протяжении всей книги, происходит лишь на самых последних страницах. Но не стоит читать сразу его — не прочувствуете полностью всю мощь финала.

У большинства авторов BL есть свой узнаваемый стиль, но так как за некоторыми закреплено по несколько легионов, получается, что они описывают их примерно одинаково. Но не Ник Кайм — он пишет лишь про Саламандр. И это приводит меня в настоящий восторг: произведения, в которых главным действующим лицом оказывается Восемнадцатый легион, написаны по-особому. Почти год назад я писал, что продираться сквозь «маслянистый слог» Ника — удовольствие своеобразное, и в целом своего мнения не изменил, но факт остаётся фактом: вторая книга далась намного легче — я прочитал её за три вечера. Сцены самокопания отдельных легионеров перемежаются экшн-вставками, а диалоги об идентичности и жертвенности сменяются полными загадок и тайн рассуждениями о пророчествах и возможности обращения к эзотерическим учениям огня ноктюрнцев — заскучать Кайм не даёт. Помимо этого, он не забыл и про Бартуса Нарека, не-предателя из числа Несущих Слово, история которого не закончится и в «Смертельном огне».

Кроме того, у Кайма есть ещё одна трилогия внутри трилогии — уже из повестей. «Солнце Прометея», самое первое произведение по хронологии во внутрицикле Саламандр «Ереси» и самая первая новелла по «Ереси» вообще у БЛ; «Выжженная Земля» (Исстван V, по хронологии после «Вулкана Жив») и недавно вышедшая «Сыны Кузни» (после «Смертельного огня», первый Отец Кузни Т`Келл по поручению Вулкана полетел по галактике прятать те самые 9 артефактов Вулкана, которые в будущем Отцы Кузни будут разыскивать).

Если у вас есть свободное время, то перед ознакомлением со «Смертельным огнём» я бы посоветовал перечитать «Вулкан жив» и пролистать хотя бы наискось «Забытую Империю» — так чтение пойдёт намного легче. Но даже без этого вы получите удовольствие от романа. На фоне последних книг по «Ереси» роман Кайма смотрится выигрышно — он на голову выше «Проклятия Пифоса» и в целом интереснее сборника рассказов «Заветы предательства». При его чтении возникает то самое ощущение важности происходящих событий, которого мне так не хватало в последнее время. И маленький недостаток в виде безликой Гвардии Смерти роману с лёгкостью можно простить. Вулкан жив, и теперь осталось дождаться лишь выхода романа Old Earth, который и станет финалом данной трилогии.