Если бы Дэвид Аннандейл попал в Black Library лет 15 назад, то вполне возможно элементы его произведений оказались бы столь известны и мемичны, как и Уриэль на адском паровозе Макнилла. Но Дэвид начал творить во вселенной вархаммера значительно позже, и его работы, а в особенности роман The Death of Antagonis из цикла Space Marine Battles, так и не были переведены на русский. Годом позже за рубежом вышел очередной роман Аннандейла, но уже в цикле Ереси Хоруса. Тогда эту новость комьюнити восприняло без особого энтузиазма, а оценки произведению давали весьма и весьма сдержанные. Не так давно книга добралась и до русскоязычного читателя, который в большинстве своём решил, что купит книгу скорее «для коллекции», чем для чтения. Но на самом ли деле всё настолько плохо?

Истваан V. Корабль Железных Рук «Веритас Феррум» оторвался от армады предателей. До перехода в варп командир корабля капитан Дарун Аттик, скрепя своё механическое сердце, принял на борт Громовые Ястребы с Саламандрами и Гвардией Ворона. Не то, чтобы он был особо рад это сделать после неожиданного предательства от Альфа-Легиона, Несущих Слово и Повелителей Ночи, но обратного пути уже не было — его корабль отправился сквозь бушующий варп подальше от места, где погиб Феррус Манус. Железные Руки отправились на Пифос.

Так или иначе, но весь этот роман посвящён тому, что пережили лоялисты, находясь в этом заражённом Хаосом мире смерти. В самом начале они, правда, совершили небольшую вылазку за пределы системы Пандоракс, уничтожили пару кораблей Детей Императора, но почти сразу же вернулись, чтобы обнаружить множественные корабли колонистов, прибывших к этому девственному миру. Всё что произойдёт дальше — это результат взаимодействия тех, кто нашёл Пифос случайно и тех, кто его искал целенаправленно. Колонисты будут сотнями погибать от когтей и зубов хищников, в 111-я клановая рота Железных Рук будет стараться их защитить. Колонисты будут отстраивать себе форт, возводить ложи, умирать в случайных стычках, а верные Императору войска будут вынуждены терпеть их набожность, легкомысленность и отстранённость. Все лоялисты будут просыпаться от кошмаров, видеть тени на границах восприятия и слышать шёпот во тьме, а колонисты будут с радостными лицами помирать, пока наконец-то этот мир не насытится кровью живых существ настолько, чтобы зло могло прорваться сквозь пелену реальности.

Кроме рассказа (весьма посредственного) «Веритас Феррум» (входит в состав «Заветов предательства»), для полноты погружения в произведение Аннандейла я бы советовал вам прочесть на удивление годный рассказ Sermon of Exodus (входит в состав «Нет войне конца») и The Noose (входит в состав Shattered Legions).

«Проклятие Пифоса» в определённом смысле удивительная книга: хронологически следует за «Фулгримом», но при этом она никак не связана с произведениями, которые вышли после романа Макнилла. Она не двигает историю «Ереси» и не особо много рассказывает нового о вархаммере. «Проклятие Пифоса» является полноценным романом-филлером, который не так уж и важен для всего цикла. Это не «Немезида» и даже не «Битва за Бездну», в которых связь с другими произведениями выстроена намного лучше, но это и не простое болтерпорно, ведь «Проклятие» хочется назвать скорее слэшером или хоррор-болтерпорном. Легче всего это роман получается охарактеризовать так: представьте, что эпизод из «Возвышения Хоруса» про Шепчущие вершины растянули на 400 страниц, вместо Лунных Волков главными героями были Железные Руки и другие погорельцы с Истваана V, а действие перенесли в джунгли. Во многом именно из-за этого при чтении перманентно испытываешь дежавю: что-то подобное ты уже читал несколько раз.

Аннандейл честно пытается расписать ключевые моменты (осознание предательства, открытие разумной жизни в варпе) с учётом специфики Десятого легиона: закованные в керамитовую броню воины, которые почти целиком состоят из механических частей и стараются оценивать весь мир с позиции рациональной Имперской Истины, оказываются на пороге того, что невозможно познать разумом. Их слуги сходят с ума один за другим, а сами космодесантники, кто оставил себе слишком много плоти, начинают слышать и видеть всякое. Их стремление к рационализации всего и вся наталкивается на вселенную, которая иррациональна изначально. У Дэвида отлично получается передать эту атмосферу нарастающего безумия и некоторые сцены можно назвать по-настоящему устрашающими. И это всё работает до тех пор, пока все эти моменты не завершаются очередным витком болтерпорнового месива с участием огромных динозавров.

«Проклятие Пифоса» могло быть небольшим рассказом и приятной прелюдией к роману Кристиана Данна Pandorax, ведь события последнего разворачиваются на Пифосе спустя почти десять тысяч лет после «Ереси». Но «Проклятие» — полноценный роман.

В послесловии сам Дэвид чуть позже признается: он любит монстров. А если перед чтением послесловия ещё и прочитать книгу, можно понять, что чем монстр больше, тем он, разумеется, круче. В финальном сражении против Железных Рук Дэвид сталкивает лбами диноботов Хаоса и пятидесятиметровых динозавров из самых удалённых уголков Пифоса, и их, скорее всего, тоже видно из космоса, как и зомби-червя из The Death of Antagonis. Это, да и прочие не-травоядные и мох-убийца из первого акта не столько удивляют, сколько раздражают — ну не смотрятся они естественно. Самое обидное состоит в том, что написанное им произведение приятно читать. Возможно за это стоит хвалить переводчиков и редакторов (а они как раз-таки способны сделать произведение лучше — пример тому «Кровь Асахейма»), но в конечном итоге я не могу сказать, что это произведение мне не понравилось. Наряду с хорошими, интересными и довольно нетривиальными сценами автор умудрялся вставлять откровенно трэшовые и скучные. Но при всём при этом у книги совершенно гениальный эпилог, который в моих глазах оправдывает существование этой истории даже в таком далёком от совершенства виде.

Экземпляр на рецензирование предоставлен издательством «Фантастика Книжный Клуб» и магазином ffan.ru.