Не так давно я уже писал о творчестве Энди Чамберса: тогда объектом моего внимания оказалась повесть «Маскарад Вайла», история о том, как одного из тёмных эльдар настигло правосудие за разорение искусственного мира. Если вы читали её, но ещё не приступили к омнибусу, то вам представится возможность вновь увидеть одного из героев повести — арлекина по имени Пёстрый. Если наоборот, прочитали трилогию и взялись за повесть, — узнаете немного больше о Грехопадении расы эльдар. В любом случае, история, о которой сегодня пойдёт речь, была рассказана Пёстрым и порой он играл в ней далеко не последнюю роль, спасая одних и убивая других. Это история о Разобщении, глобальном катаклизме внутри Паутины, из-за которого демоны варпа получают возможность проникнуть внутрь неё. Это история о том, почему оно началось, как происходило, и чем обитателям Комморага пришлось пожертвовать, чтобы остановить его. И это история о Путях тёмных эльдаров — Отступника, Инкуба и Архонта.

Коммораг меня совершенно искренне восхищает даже не как город, быт которого очень хорошо прописан, но и просто как идея, концепция. Огромное пространство, от самого низа до самого верха застроенное остроконечными шпилями и мелкими невзрачными зданиями, озарённое тусклым светом звёзд, запертых где-то в вышине. Целая вселенная, огороженная стенками из психокости и магии от бушующего безумия и ярости варпа. Именно здесь уже десять тысяч лет обитают тёмные эльдары, существа, чьё стремление к власти, пожалуй, самое сильное во всей галактике. И именно оно приводит меня в совершенный восторг.

Структура общества тёмных эльдар не особенно сложна: на самом верху сидит тиран Асдрубаэль Вект, вот уже шесть тысяч лет заправляющий Комморагом. В его власти находятся архонты верхнего, среднего и нижнего уровней Комморага со своими кабалами, секты инкубов и культы ведьм, а в фундаментальном слое города, среди тайных проходов, разрушенных гробниц и сотен ловушек обитают ковены гомункулов. И несмотря на подчас крайне сильные отличия в способах времяпрепровождения, всех тёмных эльдар объединяет одна простая вещь: стремление к власти. В Коммораге нет каких-либо писаных законов и общепринятых норм поведения, кроме одной: подчиняйся или умри. Самые умные, хитрые и жестокие коммориты поднимаются в иерархии города лишь вверх, и ходят слухи, что именно такой путь прошёл сам Вект. И пока он сидит на самом верху и управляет городом, в каждом из сообществ тёмных эльдар идёт непрерывная борьба за власть: плетутся интриги, совершаются убийства, образуются и распадаются союзы. И именно этот аспект жизни в Коммораге очаровывает больше всего.

Просто представьте: миллионы разумных существ занимаются лишь тем, что пытаются пройтись по головам своих сородичей. Они готовы убивать, красть, обманывать и всё для того, чтобы убивать быстрее, красть больше, а обманывать изящнее. Они отмечены клеймом Той-Что-Жаждет, их души не принадлежат им, они способны чувствовать наслаждение лишь в страданиях, их жизнь — это постоянная попытка обмануть смерть. Они выживают и прикладывают максимум усилий ради этого. Аристотелевское zoon politikon, употреблённое по отношению к тёмным эльдарам, приобретает какой-то гротескный вид, будто этот термин ввёл в оборот кто-то вроде Макиавелли. И в отношении тёмных эльдар этот термин даже не звучит как оскорбление, наоборот, это буквально квинтэссенция их повседневной деятельности. Они ничего не добывают и ничего не создают — лишь грабят всех, до кого могут добраться и с кем могут справиться. Эти набеги — способ показать свою силу и ещё выше подняться в комморагской иерархии.

Гомункулы, мастера плоти, живут почти вечность и постоянно помогают архонтам с новыми телами. А ещё они обожают пересоздавать себя, накидывать новых рук, глаз на спины и создают «развалин» — монстров, сшитых из разных кусков. Читать описания этого процесса одновременно и мерзко, и интересно.

Когда читаешь почти любое произведение, инстинктивно хочется разделить всех персонажей на «хороших» и «плохих», героев и злодеев, протагонистов и антагонистов. Но масскультура давно ушла от этих сюжетов, и «антигерои» в ней уже долгое время оказываются интересней, глубже и в определённой мере «правильней», чем «герои». Не важно, на чьей стороне правда (и уж тем более постправда), намного интересней следить за тем, что делают антигерои, и чего они хотят достичь. В этом заключается главная интрига, и авторы, играя на любопытстве читателей, таким образом заставляют их с большим интересом следить за кознями «злодеев», а не за подвигами героев. Но ведь в вархаммере (как и в реальной жизни, тссс) нет абсолютно правых и совершенно неправых, нет добрых или злых — есть лишь различные фракции, которые борются за выживание в галактике, полной ужасов, страданий и лишений. И вроде бы жизнь в Коммораге — это жизнь в мире вахи в миниатюре, ведь так? — И да, и нет.

Большинство ваха-историй рассказывает о людях, которые сталкиваются с неизвестным, с неправильным, чуждым и в общем-то тем, что желает их уничтожить. И людям начинаешь сопереживать точно так же, как и «добрякам» — инстинктивно. Ну, потому что сопереживать себе подобным (даже пусть они и генетически улучшены с помощью науки) легче, чем тем же ожившим машинам некронам, яростным и тупым зеленокожим оркам или надменным эльдарам. Но в книгах Энди Чамберса нет людей в качестве действующих персонажей. Там появляются демоны и низшие создания из недр Комморага, но главными героями всё равно остаются архонты, гомункулы, ведьмы, инкубы, арлекины, провидцы, аспектные воины и экзодиты. Именно эти существа на протяжении трёх романов будут сталкиваться между собой, стремясь возвыситься над всеми остальными. И до тех пор, пока истинный враг — Хаос — не явит себя, придётся следить за тем, как они убивают, пытают и используют друг друга ради своих эгоистичных целей. Но даже несмотря на это, бороться с энтропией и Разобщением будут единицы, а общая масса героев будет лишь использовать неожиданно изменившиеся правила игры ради собственного возвышения. И, сталкиваясь между собой, двигать повествование вперёд.

Очень сложно с самого начала определиться с тем, кто же из персонажей является для тебя наиболее притягательным и интересным. Каждый из героев, будучи представителем одной из групп эльдар, отражает то, чем они стали после Грехопадения. И каждый из них способен рассказать что-то новое об их мире, особенно если ты до этого специально не углублялся в бэк эльдар. Именно поэтому интересно следить за всеми персонажами, тем более, что не всегда понятно, кто и как именно из героев повлияет на общую историю. Чамберс — это один из тех авторов, кто мастерски умеет держать интригу, насыщать историю резкими сюжетными твистами и сводить вместе крайне… эм, своеобразных персонажей. В этом плане меня больше всего поразила вторая книга — «Путь Инкуба» — в которой арлекину Пёстрому и инкубу Морру пришлось пробираться сквозь Паутину для того, чтобы остановить Разобщение. И, без шуток, это была лучшая часть и этого романа, и вообще всей трилогии.

В остальном же каждая из трёх книг — это отличный образчик увлекательного приключенческого чтива. Иногда темп повествования немного замедляется, но лишь для того, чтобы в дальнейшем ускориться. Энди не скупится на небольшие отступления для того, чтобы рассказать о Коммораге, но делает это так, будто бы отворяет комнату с запретным знанием. А что ещё более важно — многие ключевые места и самые интригующие строения находятся почти что в шаговой доступности для героев. Портал, портал, ещё портал и герои оказываются чуть ли не на другом конце галактики. Герои здесь не маются от скуки и томительных ожиданий — они действуют, а если происходит обратное, то, значит, они просто набираются сил, зализывают раны и готовятся схлестнуться друг с другом с новой силой. И это тоже подкупает.

«Пути Тёмных Эльдаров» — это не болтерпорно уже хотя бы потому, что тут некому стрелять из болтеров. Эльдары сражаются, но не так часто, так что это даже не успевает приесться.

Не стоит забывать, что романы Чамберса повествуют не о том, как в Коммораге неожиданно нарушился статус-кво, и всё стало не так, как было раньше. Разобщение — это всего лишь одна из глав тысячелетней истории тёмных эльдаров, но она как нельзя лучше отражает их повседневную жизнь. До того, как взяться за трилогию, Энди посвятил часть своей жизни написанию кодексов о комморитах, так что в какой-то мере данные произведения носят ознакомительный характер и призваны во всей красе показать эту фракцию. Это ещё одна история про мир Молота Войны, но это не значит, что её можно упускать из-за её «неважности». «Пути Тёмных Эльдаров» — это отличные произведения и одни из моих любимых. Они очень хорошие и именно поэтому заслуживают прочтения. А уж тот факт, что омнибус содержит всю трилогию и связанные с ней рассказы, уже должен заставить вас взяться за его прочтение. Вы прочитаете их на одном дыхании и не думаю, что будете разочарованы.

Экземпляр на рецензирование предоставлен издательством «Фантастика Книжный Клуб» и магазином ffan.ru.