Данный материал является переводом статьи THE PRE-PRODUCTION OF ANIME #1: PLANNING
Часть 1: Планирование
Планирование является самой длительной частью допроизводственного процесса и обладает характером неопределённости. Оно включает в себя всё: от первоначальной идеи снять анимационную работу и запуска разработки сценария и не всегда обязательно следует по строго определённой схеме. Однако начинается всё с одного и того же: кому-то в голову приходит «Я хочу снять аниме о (тема).» Чаще всего этим человеком является продюсер компании.
Как правило, продюсеры — это люди, находящиеся в сердце проектов. Они вовсе не бездушные монстры, но они безусловно больше бизнесмены нежели творцы: вообще, многие художники, оставляя непосредственное творчество, с возрастом переходят на продюсерское поприще. Продюсеры организуют работу и обеспечивают условия, при которых достигается результат на определённых рабочих направлениях, и необходимая им изобретательность отличается от той, в которой нуждаются творцы. Прекрасным примером работы продюсерской мысли над концепцией TV-сериала является Madoka Magica. Исполнительному продюсеру Aniplex Atsuhiro Iwakami пришла мысль: «Я бы хотел увидеть сериал о девочках-волшебницах, снятый под присмотром Akiyuki Shinbo», поскольку Iwakami ранее работал с Shinbo (и если быть более точным, со съёмочной командой, которую он обучал на студии SHAFT) над Hidamari Sketch и Bakemonogatari. Iwakami также читал ранобэ, написанные Gen Urobuchi по мотивам Fate/Zero и решил, что его стиль подошёл бы проекту, поэтому Gen был также привлечён. Вместе с дизайнером Ume Aoki (работала с ними над Hidamari Sketch) Urobuchi и Shinbo создали «Волшебный Квартет», а студия SHAFT выступила в качестве автора. Для создания огромного мультимедийного франчайза было достаточно лишь замысла и связей Iwakami.
До того как с концепциями, будь они оригинальными или нет, начинают работать, к ним часто присматривается множество людей. Хорошим примером служит Ninja Slayer. Сейчас эта работа ассоциируется со студией Trigger, но изначально Ninja Slayer в качестве потенциального проекта предлагали студии Sunrise. Крайне вероятно, что сериал получился бы совершенно иным, если бы первоначальная сделка состоялась! Также существуют популярные франчайзы, в производстве сериалов по которым желают принять участие несколько компаний. Однажды Dengeki Bunko (товарный знак Ascii Media Works, ныне часть Kadokawa) стала присматриваться к Sword Art Online и Accel World, и многие компании пожелали принять участие в производстве, либо возглавить его. Они доверили возглавить производство обоих сериалов Genco, компании, с которой они ранее работали над Toradora and Ookami-san и Her Seven Companions. В свою очередь Genco выбрала Warner Brothers, Bandai Namco Games, и Sunrise для Accel World и Aniplex/Bandai Namco Games для Sword Art Online. Таким образом стало возможным многостороннее творческое взаимодействие между производственными компаниями обоих сериалов вследствие общих связей.
Должно быть вам интересно, насколько сильно отличается планирование аниме на оригинальной основе и аниме-адаптаций. Продюсер Pony Canyon Tatsuya Ishiguro объяснил , что у оригинального аниме сериала из трёх краеугольных должностей, две должны быть заняты хорошо известными именами: режиссёр, главный сценарист и/или дизайнер персонажей. Если в авторский состав оригинального сериала не набирается достаточное количество авторитетных имён , то финансирование такого проекта становится затруднительным. Это одна из причин, по которой многие аниме проекты на оригинальной основе просят Mari Okada занять место главного сценариста, даже если она не является источником первоначального концепта: просто сериалу необходимо привлекающее внимание имя, которое можно было бы предъявить потенциальным инвесторам. По этой же причине авторы многих сериалов прибегают к услугам известных художников в качестве дизайнеров персонажей, даже если в итоге их стиль едва ли угадывается. Дело в том, что имя известного художника не только привлекает интерес зрителей, но также убеждает бизнесменов, что проект стоит вложений. Вот такая циничная индустрия. Что же касается адаптаций, то инвесторам будет достаточно оценить популярность первоисточника и просчитать потенциальные шансы на успех.
Как только продюсер обзаводится идеей и одобрением руководителей компании профинансировать её, начинается подготовительная работа, заключающаяся в попытках привлечь к финансированию проекта сторонние компании. Для достижения этой задачи продюсерам из других компаний делается коммерческое предложение, содержащее сюжет в общих чертах (подвержен изменениям), персонажей и общий замысел истории наряду с концепт-артами для сериала. Целью коммерческого предложения становится формирование производственного комитета, который представляет собой созданную на короткий срок компанию, существующую для создания аниме (ТВ-сериал, фильм итд) с использованием производственных мощностей и компетенций каждой из компаний. Как правило, в производственный комитет входят: видео издатель, музыкальный издатель, издатель печатной продукции, производитель мерчендайза и кто-то, обладающий международными правами на шоу. Анимационные студии могут состоять в комитете и могут даже его возглавлять, как было проиллюстрировано в примере выше, но зачастую очень немногие студии хотят (или даже могут) брать на себя такие финансовые риски, связанные с финансированием большей части производства. Чаще всего вы можете увидеть их в самом низу списка, что указывает на небольшое количество средств, как инвестированных в проект, так и, соответственно, полученных с него.
После формирования комитета начинается подбор главных производственных кадров. В этот список входят: режиссёр с достаточным количеством свободного времени, главный сценарист, который поэпизодно поделит все события и будет контролировать сюжетные линии, художник для разработки дизайна персонажей, который будет также служить главным режиссёром анимации. Также определяется место, в котором будет непосредственно производиться анимация. Иногда во время поиска кадров режиссёр рекомендует режиссёра анимации. Позже, связи ключевых фигур, назначенных комитетом, дополнят штат дизайнером ролей, художником-постановщиком, художником по цвету и раскадровщиками/режиссёрами серий.
Комитет также начинает работать над планированием выхода сериала. Если это адаптация существующего произведения, то как много событий покроет сериал? Производство скольки эпизодов они сумеют профинансировать, и как сериал будет разделён для релиза на носителях? На какие дополнительные источники дохода стоит обратить внимание: предварительный показ, мероприятия, проводящиеся в прямом эфире или мерчендайз ограниченного количества? Когда они смогут всё это сделать? Когда они смогут выпустить сериал в эфир? Все эти вопросы решают продюсеры и члены комитета. Вам может показаться, что всё это лежит в области, достаточно удалённой от процесса творения, и в какой-то мере вы окажетесь правы, но непродуманные решения во всех этих вопросах могут с самых первых этапов угробить работу восхитительного художника. Если руководство решит, что сериал должен выйти слишком рано (возможно, ради выходного маркетингово момента или из-за банального нетерпения), то не важно, насколько одарённая у вас съёмочная команда — проект потерпит фиаско. Если руководство будет заставлять режиссёра и главного сценариста перенести на экран неадекватное количество материала, то всё закончится либо чрезвычайно стремительным темпом повествования, либо события будут развиваться с преступной медлительностью. И это не гипотетические предположения, мы говорим о раз за разом повторяющихся случаях.