Почти полгода назад я писал о первом омнибусе «Космический Волк» и подумать не мог, что при чтении второго сборника я буду испытывать жёсткое дежавю: как юный Грохочущий Кулак Рагнар познавал мир Космических Волков, так и молодой Волчий Клинок Рагнар узнаёт о жизни на Терре. С момента финала «Серого Охотника» прошло не так много времени: при столкновении с Тысячей Сынов на Гарме Рагнар запустил Копьё Русса в Магнуса, вроде как спас орден и был сослан на Терру в качестве охранника навигатора леди Габриэллы и покорного слуги дома Белизариуса.

Большинство книг по сороковнику описывают то, как живёт Империум в целом — Инквизиция борется с ксеносами и предателями на границах колонизированных систем, космодесантников посылают то на скитальцы, то некронов убивать, то спасать целые планеты, а Гвардия воюет вообще везде. Терра же из-за этого становится неким священным и почти мифическим местом, о жизни в котором ничего толком и не рассказывается. Население целой планеты оказывается вовлечено в административное управление огромным сверхгосударством, но что происходит там на самом деле, знают лишь люди, непосредственно проживающие в системе Соляр. И, чёрт побери, это такая благодатная почва для истории, главным героем которой оказывается этакий реднек Рагнар, ничего толком не знающий о самом центре Империума. И всё бы было совсем хорошо, если бы не одно «но», о котором я уже говорил в отдельном тексте: обилие бэка.

Все произведения о «Ереси», которые так или иначе затрагивали жизнь на Терре, я в своё время читал чуть ли не ваагхя от удовольствия: тайные операции Официо Ассасинорум, зарисовки из повседневной жизни Легио Кустодес, постоянные проблемы Сигиллита и Дорна… но всё это появилось лишь спустя пять лет после произведения Кинга, который больше рассказывал о Терре, чем показывал. Самый главный недостаток «Волчьего Клинка» — Уильям слишком много писал о том, какой страшный змеиный клубок представляет из себя Терра, однако показал при этом совершенно локальный и максимально приземлённый конфликт между двумя Домами Навигаторов. Но в остальном… в остальном он был временами неплох. Одна из самых интересных частей романа — это путь Волков через подземную часть земель близ Императорского Дворца. Точечная застройка и череда реноваций на Терре были столь стремительны, что здания строились поверх друг друга, из-за чего целые районы стали подземными, а местные жители навсегда оказались заперты вдали от солнечного света. Мрачные и пугающие, но одновременно с этим трогательные зарисовки быта терранцев стали для меня любимой частью последнего романа про Рагнара, написанного Кингом. Вслед за ним эстафетную палочку перехватил Ли Лайтнер и… и его произведения оказались на голову выше всего того, что было написано до этого.

Лайтнер оказался хорош там, где Кинг откровенно не справлялся. Местом действия «Сынов Фенриса» стали Гиады, удалённый от Терры мир смерти, который леди Габриэле досталась честь проинспектировать — показатели добычи прометия падали, а местное руководство ничего не могло с этим поделать. Если вы уже пробежали наш краткий пересказ или хотя бы читали аннотацию к книге, то примерно представляете, о чём там будет рассказано: Волки сталкиваются лбами с Тёмными Ангелами из-за козней Тысячи Сынов. А потом стрельба из болтеров, взрывы, пара неожиданных смертей, переживания Рагнара, появление Мэдокса, драматическая развязка, задел на следующую книгу… Эта история выглядит ярче, интереснее, многогранней. Повествование больше не завязано на одном лишь Рагнаре, оно ведётся от лица нескольких персонажей, которые зачастую действуют параллельно и независимо друг от друга. Это слишком сильно контрастирует с написанным Кингом и именно поэтому ощущается свежо и оригинально, несмотря на то, что подобным образом написаны почти все произведения по вахе. И это заставляет задуматься.

Если бы в палате мер и весов нашлось место эталонно-среднестатистическому роману по вархаммеру, то скорее всего именно романы Лайтнера про Рагнара (но в первую очередь — «Сыны Фенриса») оказались бы там. Да, они достойно написаны, обладают хорошей композиционный структурой, способны удивить парой-тройкой твистов и отлично связывают события флешбеков и флешфорвардов, но при этом в них нет той искры, которая была присуща романам Кинга. Ранний вархаммер со всеми его достоинствами и недостатками был в какой-то мере полем для творческих поисков и экспериментов. Этакой песочницей, в которой авторы пытались создать новый жанр научно-фантастического романа. И это является одной из основных причин, почему с ранним вархаммером стоит ознакомиться: ради того, чтобы воочию увидеть тот путь, которым прошли пионеры Black Library. Какие-то их идеи были развиты, какие-то отброшены за ненадобностью, но их неутомимое желание создать нечто принципиально новое заслуживало и до сих пор заслуживает восхищения. И именно поэтому романы Лайтнера выглядят несколько вторично, сухо, и просто-напросто скучно, но в этот же самый момент они на голову выше всего того, что было написано про Рагнара раньше.

Сильнее всего последнее заметно в «Чести Волка». Лайтнер вводит в повествование 13-ю роту вульфенов и где-то на рубеже второго и третьего актов даёт Рагнару возможность поболтать с космодесантниками, которые по имперскому летоисчислению тысячелетия провели воюя в варпе. Их общение — это чистой воды фансервис, но он работает и заставляет просто впиваться глазами в текст и перечитывать написанное по нескольку раз. После того, как Рагнар три романа к ряду убивается из-за потерянного копья Русса, читать про то, как Русс сам это копьё терял несметное количество раз, очень смешно.

Как это часто бывает со всем хорошим, рота вульфенов очень быстро исчезает из повествования и вновь отправляется в небытие бороздить просторы Ока Ужаса.

За шесть книг (если считать повесть АДБ, которую я читал параллельно с омнибусами — за семь) Рагнар стал мне как родной. Даже несмотря на проблемы романов, несмотря на странности персонажа, вспоминать о прочитанном приятно. Кинг и Лайтнер изо всех сил старались рассказать интересную историю и у них это получилось. В определённой степени обидно из-за того, что история Рагнара завершилась именно так: он вернул Копьё Русса, свою честь и получил право вернуться в стаю. Если бы про Чёрную Гриву написали ещё пару номерных романов, то возможно мы бы все наконец увидели молодого Волчьего Лорда в настоящем, а не только в флешфорвардах по разные стороны от основных историй. Но в остальном — я рад что потратил своё время на ознакомление с этим циклом. Если вы уже давно читаете ваху, но до сих пор почему-то не ознакомились с Рагнаровым шестикнижьем, вам срочно нужно исправлять эту оплошность.

Экземпляр на рецензирование предоставлен издательством «Фантастика Книжный Клуб» и магазином ffan.ru.