Добро пожаловать в Никуда. Мнение о комиксе «Чёрная наука. Книга 2»

С момента событий первого тома прошло не так много времени. После потасовки в обезьяньем храме Кадир оставил умирающего Гранта одного, а сам помчался к Столпу, чтобы успеть телепортироваться с остальными альтранавтами. В нашем же мире с момента выхода этого тома прошёл почти год, так что не думаю, что некоторые события выветрились лишь из моей головы. Если вы решили приступить к прочтению «второй книги», то не лишним будет перечитать первые шесть выпусков и лишь потом отправиться в дальнейшее путешествие. В этот раз нас ждёт много всего интересного.

С другой стороны, даже не перечитывая первый том, можно читать второй. Чувствуется, что Рик Ремендер испытывает особую любовь к непоследовательному изложению событий, именно за счёт которого во многом создаётся тяжёлое и мрачное настроение комикса. Экспозиция — это не то, чему отдаётся предпочтение в «Чёрной науке». Важнее всего действие, а уж раскрытием персонажей и объяснением их мотивов в доброй половине случаев занимается закадровый голос героя, который в каждом конкретном выпуске оказывается новым. Это отличный приём для создания композиционно сложной истории, но лишь сейчас мне стало понятно, почему взаимоотношения героев так тяжело анализировать и почему комикс на самом деле очень непрост для восприятия — в нём слишком много всего.

Несмотря на то, что история путешествий альтронавтов сквозь реальности показана нам в логическом порядке, предыстория создания Столпа раскидана по флешбекам героев и их мыслям. Персонажей почти десяток, некоторые из них даже не были вовлечены в создание портала, но они оказались все вместе, и им пришлось в силу своих возможностей бороться с причудами реальностей. В первую очередь это история их совместного путешествия, в котором они оказались не по своей воле. И именно поэтому большая часть диалогов персонажей сводится к ору, ругани и взаимным обвинениям друг друга во всех бедах. И, что самое необычное, у меня не возникло особого стремления занять чью-либо сторону в этом противостоянии. Тот же Кадир, который от выпуска к выпуску становился всё более похожим на этакого Люцифера, уже в самом начале второго тома раскрывается как, в принципе, не самый плохой парень. С лица пропадает звериная ухмылка, черты лица сглаживаются, а в словах пропадает резкость и злоба. И так со всеми героями.

Из-за того, что комикс под завязку забит действием, проще всего получается уловить эмоциональные связи между героями, а не логические и причинно-следственные. Новый герой — новая картинка реальности. Энтропия растёт, и собственное отношение к героям формулировать всё сложнее и сложнее. А когда начинает казаться, что темп повествования вот-вот замедлится, и герои смогут хоть как-то передохнуть и дать читателю осмыслить происходящее, Ремендер вываливает на героев ещё больше проблем, заставляет их действовать инстинктивно, не задумываясь о последствиях.

Но что куда как более удивительно, персонажам всё же дали время отдышаться. Всевременной прыжок в этот раз лишь один, да и то он происходит в самом конце одиннадцатого выпуска, а всё это время персонажи пытаются худо-бедно разобраться с тем, что они пережили до этого. Помните альтернативного Гранта? Ну, он вновь появится и опять попробует отнять детей. Кибериндейцев? Шаман во время передышки расскажет, как его племя получило технологии инопланетян и обрело свою мощь. И все эти рассказы точно так же будут сопровождаться отличным рисунком Маттео Скалеры, полным ярких красок, над которыми вновь работал Дин Уайт и подключившийся к проекту на одиннадцатом выпуске Майкл Спайсер.

Рыбоконь — очередная отличная находка Ремендера и Скалеры. Вся флора и фауна выглядит в комиксе очень самобытно и оттого круто. Ну, а уж когда начинается экшн — от комикса глаз не оторвать.

За что стоит любить этот комикс, так это за то, что он рассказывает предельно локальную историю, в которой нет ни натужного пафоса, ни миллионов человеческих жизней на кону, которые нужно спасти здесь и сейчас, ни чёткого разграничения на хороших и плохих. И мне очень нравится такой подход к созданию истории, ведь он позволяет сконструировать более противоречивое и необычное произведение. И визуальный стиль комикса ему в этом лишь помогает. Я прочитал комикс меньше чем за час, но после потратил не меньше времени на то, чтобы снова рассмотреть каждую панель в каждом выпуске. «Чёрная наука» — необычный, может быть, странный, но всё равно хороший комикс. И если вы ещё его не читали, то хотя бы дайте ему шанс. Не думаю, что вы пожалеете.

Экземпляр на рецензирование предоставлен издательством «Фантастика Книжный Клуб» и магазином ffan.ru.