Свет Империума Секундус угасает, и уже совсем скоро опустится ночь.
И вот тогда начнётся настоящая жесть.

Лори Голдинг. Из послесловия к антологии «Нет войне конца»

Для Black Library 2015-й год вышел не особо богатым на релизы по «Ереси» — за этот отчётный период вышел лишь один роман «Смертельный огонь». Но на этом фоне 2016-й год оказался щедр на книги и первой ласточкой стал роман «Фарос», вышедший в электронном варианте в декабре 2015-го, а в бумажном в январе 16-го. И там (за рубежом) многие его ждали, ведь, на секундочку, именно описываемое здесь событие должно было послужить точкой отсчёта для очередного этапа развития всей истории. Русские же читатели оказались в более выигрышной позиции: «Забытая Империя» вышла всего год назад, а «Смертельный огонь» чуть больше месяца. Но именно это позволяет прочувствовать произведение несколько иначе, обратить внимание не на то, что написано, а на то, как. Свет Фароса вот-вот погаснет, и нам суждено узнать о том, как именно это произойдет.

На протяжении двух с небольшим лет я с интересом следил за Трамасским Крестовым походом и делал это не столько из-за важности противостояния Льва и Кёрза, а из-за того, что Аарон-Дембски Боуден в своих повестях рассказывал про легионы и их примархов. Это противостояние заняло много времени, сильно потрепало Повелителей Ночи и разрушило командную иерархию. Без примарха и Севатара легионеры начали вести себя точно так же, как вели себя будучи детьми на Нострамо: разбились на банды и начали бесцельно грабить всех кого могли и время от времени воевать друг с другом. И так бы могло продолжаться бесконечно, если бы Крукеш Бледный не собрал около трети Легиона и не решил, что они должны захватить Фарос, ксеносский маяк Жиллимана, который позволил тому создать Империум Секундус. Собственно, этому и посвящён данный роман: он рассказывает, как Ультрамарины и Повелители Ночи сражались за Фарос, но рассказывает историю от лица обеих сторон противостояния.

Севатар появляется в одной из сцен «Фароса» буквально на пару страниц, но, что удивительно, с кляпом во рту. Вполне возможно это своеобразный троллинг АДБ за излишнюю болтливость персонажа.

Чтобы вы понимали: я безмерно благодарен Аарону за то, что он смог сотворить с личностями Севатара, первого капитана Повелителей Ночи, и его примарха. Восьмой легион в отличии от некоторых других не получил своего полновесного романа-«ориджина», но при этом оказался прописан не хуже, чем, например, Семнадцатый или Первый. Повелители Ночи — это один из самых отбитых легионов, в него попадали насильники, маньяки и убийцы. И все они становились космодесантниками с тягой к, например, разделыванию ещё живых людей. Но Аарон смог написать про них так, что им хотелось сопереживать. Он смог написать про Кёрза так, что он предстал перед читателями не психопатом, а сломленной личностью. В произведениях же других авторов Кёрз как-то растерял глубину и стал лишь тенью самого себя. Конечно, это можно посчитать и за эволюцию (ну, то есть за деградацию) персонажа, так как взаимодействующие с ним примархи в унисон замечали, что их братец окончательно поехал крышей. Но это изменение произошло за рамками произведений и вполне возможно, что если бы АДБ продолжил вести Кёрза, то его бы трансформация была несколько иной. Но это лишь часть беды «Фароса» — Кёрз появляется лишь на пару глав, куда как большей проблемой являются Повелители Ночи.

В данном романе — они полноправные участники событий, со своим внутренним миром и целями. Хейли честно пытался изобразить их не как «мультяшных злодеев», но они получились настолько плохими, что за их похождениями было просто неинтересно следить. В большинстве случаев получалось так: Хейли вводил несколько классных героев-Ультрамаринов и когда я только привыкал к ним, то он тут же спускал с цепи Восьмой легион и вырезал всех. А потом предатели потрошили и пытали выживших, издевались над обычными людьми и обвешивались с головы до пят конечностями убитых. Эти сцены получились убедительно отвратительными и пугающими, но их было просто невыносимо читать. Лишь ближе к концу Хейли позволил себе рассказать чуточку подробнее об антогонистах романа, у них наконец-то появилась настоящая глубина, и лишь это спасло финал произведения. Но не начало — его просто невозможно читать.

Перед прочтением «Фароса» не помешает освежить в памяти рассказы «Венок непокорности» и «Укромный уголок» из антологии «Нет войне конца», а так же ознакомиться с аудиопостановкой Лори Голдинга The Heart of the Pharos, которой, к сожалению, на русском языке нет. Самое обидное, что последняя воспринимается чуть ли не как нулевая/прологовая глава «Фароса», и ближе к концу романа Хейли будет несколько раз ссылаться на неё.

Если вы уже прочли роман «Гибельный клинок», то в целом понимаете, что Хейли неплохо справляется с историями об обычных людях. В «Фаросе» важными участниками событий оказались не только космодесантники, но и не полностью сформировавшиеся неофиты и обычные жители Сотополиса, единственного города на Соте. Главы про них резко контрастируют с тем, что Хейли написал про Повелителей Ночи — уже хотя бы потому, что эти герои получились у него обаятельными и интересными. Чего стоят только описания восприятий неофитами себя и окружающего их мира, которые просто-напросто рвут шаблоны о космодесантниках. Хранители Фароса Барабас Дантиох и Алексис Полукс тоже вышли довольно неплохо, а сцены финального сражения и вообще могут заставить пустить скупую слезу. Но при этом смерти героев, которые сопровождали нас на протяжении многих лет, оказываются не менее эмоционально важными, чем гибель тех, кто появился лишь в этом романе. С самого начала было ясно, что на войне транслюдей обычные сотинцы вряд ли уцелеют, но они получились настолько «живыми», что расстаться с ними было довольно непросто.

Если бы в России книги по «Ереси» печатались с картинками, то вы бы могли заметить, что роману действительно досталось: Лори Голдинг, редактор серии, перед сдачей книги в печать бегал по Forge World и просил у художников арты, ещё не попавшие в рулбуки. Но Голдинг выкрутился, дав всем рисункам подпись «набросок из альбома Дантиоха». Выше, например, изображён Алексис Полукс.

Роман «Фарос» ждали очень сильно, примерно так же, как сейчас ждут Ruinstorm. Хейли одним из последних попал в команду авторов «Ереси» и ему сразу же доверили очень сложную задачу: написать роман, который бы рассказывал о десятках персонажей и закрывал сразу несколько сюжетных арок. Что-то вроде «Забытой Империи», но с меньшим количеством персонажей-примархов. И, в общем-то, он справился. На мой взгляд одни главы вышли просто отвратительными, а другие чуть ли не изумительно прекрасными. Самым трудным для меня стал первый акт, в котором Повелители Ночи ещё только летели к Соте, но дальше стало лучше. И в случае с «Фаросом» даже вне зависимости от того, как читается этот роман, вы обязаны с ним ознакомиться. Это не «Проклятье Пифоса», которое можно пропустить, если очень не хочется читать. «Фарос» важен для всей «Ереси», но если вам будет тяжело, помните: дальше будет лучше.

P.S.

Эпилог романа заслуживает отдельного внимания, потому что именно он показывает, почему события данного романа аукнутся не только спустя пару романов, но и в сороковом тысячелетии. Именно за такие мелкие детали я и люблю вархаммер.

Экземпляр на рецензирование предоставлен издательством «Фантастика Книжный Клуб» и магазином ffan.ru.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.