То, что слова «вархаммер» и «заимствования» можно ставить в один ряд как синонимичные, думаю, для большинства знакомых со вселенной людей не является секретом. Но не все заимствования и аллюзии «считываются» легко, а значит, у фанатов появляется огромное поле для исследовательской деятельности и поисков источников вдохновения. Некоторые авторы, вроде того же Дэна Абнетта, потребляют огромное количество информации, преобразуют её в своих головах и «выплёскивают» получившиеся конструкты на бумагу, а кто-то, вроде Петера Фехервари, вполне осознанно подходит к созданию собственных литературных произведений в рамках вселенной вахи. Правда, некоторые авторы заходят с другого угла и начинают писать рассказы и романы после долгой работы над созданием кодексов, отчего сам механизм создания произведений меняется: у них уже есть готовый мир, и остаётся только придумать историю настолько интересную и разветвлённую, чтобы и заинтриговать читателя, и показать как можно больше.
«Маскарад Вайла» – это повесть Энди Чемберса, которая косвенно связана с его «тёмноэльдарской трилогией», но всё же является довольно самодостаточным произведением, ведь рассказывает об одном из представлений труппы арлекинов на периферийном субпространстве в бесконечной Паутине. Для среднестатистического читателя вархаммера эльдары (или по новому бэку «аэльдари») являются персонажами второстепенными, ведь большинство книг повествует или о почти обычных гражданах Империума, или о сверхлюдях-космодесантниках, которые в своих странствиях иногда сталкиваются с представителями расы «прошлых властителей галактики». И наши знания (особенно если кто-то из вас целенаправленно не копался в бэке) вряд ли достигают уровня хотя бы рядового учёного-ксенобиолога и, скорее всего, находятся чуть выше представления о «космических эльфах». Однако, если копнуть глубже, вскроются интересные особенности.
Сверхобобщая, можно заметить, что Империум почти во всём своём многообразии и готической эстетике создан по лекалам Римской Империи, хотя стоит помнить, что большинство государств Средневековья и Нового Времени точно так же созданы с ориентаций на Древний Рим, в то время как общество аэльдари по своей структуре, а также используемой лексике напоминает то, что сейчас принято называть «Древней Грецией». Пусть в реальности возвышение Рима и происходило параллельно с развитием греческих полисов, а в дальнейшем «Рим» вообще поглотил «Грецию» и даже оказался в плену культурной экспансии эллинов, во вселенной вархаммера падение расы эльдар стало причиной Эпохи Долгой Ночи, но при этом лишь это падение в дальнейшем позволило людям стать «властелинами галактики». Такими же, какими до них являлись эльдары. Правда, наследие здесь скорее символическое, нежели культурное, но всё равно заметное.
Проблемой для анализа столь обширной и глубокой вселенной, как вархаммер, является то, что она состоит из элементов, которые в реальности не соприкасались. Над её созданием работали сотни человек, и каждый привносил что-то своё: маленький кирпичик здесь, небольшой кусочек пазла сюда, пара исправлений вот тут – и уже создано полотно, которое является одновременно и узнаваемым, и совершенно незнакомым. А на примере «Маскарада Вайла» как нельзя лучше можно проследить этот аспект. Маскарад как форма досуга аристократов оформляется лишь в 18-19 веках, а сам феномен «маскарада» неразрывно связан с карнавалом как особой формой празднования перед Великим Постом. Вайл, архонт Траурной Маски, решает закатить пир-маскарад в Гробнице Ветров, имеющей восемь флигелей разных цветов, чтобы развлечь придворную знать, пока аборигены медленно умирают от сброшенного в водоёмы яда. И пир, и маскарад полностью обоснованы – перед грядущими «сложными временами» нужно показать, что еды достаточно, а цветовое оформление залов вынуждает дворян наряжаться в определённые цвета. И даже в этом аспекте традиционное понимание маскарада как переодевания в самом начале сменяется на понимание маскарада как «пёстрой толпы» в самом конце, когда зал для третьего застолья выбирается случайным образом перед самым началом. Однако же самым интересным является представление фракции арлекинов в произведении.
Сразу оговорюсь, что среди всех аэльдари арлекины мне нравятся больше всех остальных: харизматичные, загадочные, немногочисленные и крайне искусные во многих вещах, они интригуют больше всех остальных фракций. Обычные эльдары скучны и слишком идеалистичны в своих мыслях, тёмные эльдары интересны как образчики гедонизма и стремления к власти, экзодиты примитивны, а арлекины находятся как бы «вне» этих крайностей и следуют своим целям. В «Маскараде Вайла» они находят разграбленный мир, веками находящийся в изоляции после Грехопадения, и отправляются в Траурную Марку, чтобы найти виновника этого преступления против эльдар. И, будучи труппой бродячих актёров, организуют представление на три акта, в котором рассказывают историю падения, переплетённую с историями гостей Вайла и самим архонтом. И делают это не столько с его разрешения (в отличие от бродячих актёров Средневековья), сколько именно из-за своего статуса среди эльдар.
В отличие от бродячих актёров нашего мира, арлекины выполняют функцию не столь развлекательную, сколько судебную. То, что они показывают в повести, одновременно отсылает как к трагедиям полисных театров с историями о богах, героях и создании всего мира, так и к итальянскому «дель арте» с его масками и импровизацией. В мире вархаммера две реальности (сущая и символическая) существуют параллельно, а значит, авторам даётся куда как больший простор в конструировании сюжетов и интерпретации понятных и банальных вещей – это довольно очевидно – но именно в импровизированной театральной постановке арлекинов эта грань между реальностью и вымыслом стирается сильнее всего. Это одновременно заставляет вспомнить или древнегреческие комедии (я даже перечитал «Облака», в которой Аристофан под видом критики Сократа морально уничтожает софистов), или театр при Екатерине II – в них тоже реальность и постановка сближаются на максимальном уровне.
«Маскарад Вайла» для меня – самое-самое произведение Чемберса про тёмных эльдар. Да, я люблю его трилогию и жду выхода омнибуса, но данная повесть всё равно заметно выделяется даже на фоне других его произведений. Однако не могу вам сказать, с чего именно стоит начать ознакомление с тёмными эльдарами – с «Маскарада» или с трилогии. В данной книге раскрывается история расы, но раскрывается во многом иносказательно, в виде детективной истории, и оттого запутаться будет очень легко. Однако это не отрицает того факта, что ознакомиться с этим произведением стоит однозначно.
P.S.
В процессе написания рецензии был опущен один крайне важный момент: сюжет повести основан на рассказе Эдгара Аллана По «Маска Красной смерти». Спасибо переводчику «Маскарада» Евгении Егоровой за это замечание!
Экземпляр на рецензирование предоставлен издательством «Фантастика Книжный Клуб» и магазином ffan.ru.