В отличие от людей, про которых без особых трудностей можно писать почти бесконечно, ксеносы куда более сложны в изображении. В шкуре человека автор Black Library провёл всю жизнь, что такое быть эльдаром или орком он может лишь представлять. И то, насколько будет история, рассказанная не от лица человека, правдоподобной зависит сугубо от писательского мастерства автора и его способности вживаться в роли тех, кем никогда не сможет стать. Сборник Шас’о — это далеко не исчерпывающий перечень историй, главными героями которых являются тау: истории о них неумолимо множатся, а Империя чужаков становится всё более и более понятной для читателя.

«Огонь и лёд» (Петер Фехервари)

Повесть Петера идёт следом за рассказом Энди Чэмберса «Война за Аркунашу», в котором рассказывается как о’Шова получил своё прозвище Зоркий Взгляд. События «Огня и льда» происходят примерно через пару сотен лет после событий открывающего рассказа, и если вы никогда не интересовались империей тау и её героями, то вторая половина повести вполне может стать откровением. Если же знаете, кто такой о’Шова, и чем он примечателен, получите уйму фансервиса, недоступного для рядового читателя.

При всём при этом «Огонь и лёд» хорош сам по себе, самодостаточен и отполирован так, что глаза не могут нарадоваться при взгляде на него. Как и «Каста Огня» это выверенное до каждого знака препинания произведение, которое одновременно и посвящено о’Шове, и связано с ним довольно опосредовано. Главный герой — дознаватель Мордайн, который по собственной глупости допускает смерть своего начальника-инквизитора Эшера и пускается в бега в поисках правды и искупления, называясь именем убитого. Он попадает на пограничный мир Высходд, главная ценность которого — прометий, скрытый всепланетным ледником. Это ужасно неприветливый мир, жители ульев которого, как и везде в Империуме, вкалывают на заводах по 14 часов и питаются пастой, сделанной из тел умерших от усталости на этих же заводах. И рабочие этого мира совершенно обоснованно попадают в поле зрения тау и становятся движущей силой революции, призванной прекратить страдания рабочего класса и лишить угнетателей власти.

Фехервари не описывает детально улей Облазть, в котором и происходят основные события, но появляется ощущение, что некоторые его уровни вполне могут выглядеть так.

Язык Империума — это не наш с вами язык, это язык культурной ассимиляции, шедшей тысячелетиями, так что неудивительно, что семантические элементы восточнославянских языков определяют нейминг в улье Облазть. Но Фехервари не останавливается и идёт дальше, дополняя нейминг событиями, которые отсылают нас к революционным событиям 1905-1917-х годов в России. И зная Фехервари это не стоит воспринимать как пустое домысливание и спекуляцию: в «Касте огня» он ссылался на гражданскую войну в США, используя в речи героев обороты и слова доступные либо южанам, либо северянам. И, что интересно, англоязычные читатели этого не заметили, тогда как при переводе на русский разница в говорах была сохранена, но то, что это именно северяне и южане, заметили не многие.

Возможно, если бы Фехервари дали написать роман, то революция была бы описана им куда более детально, но так как повесть сама по себе довольно компактна, а революция — способ раскрытия о’Шовы, и причина встречи его с Мордайном, то ей уделяется менее половины произведения. Но даже так Петеру удаётся описать её очень живо, динамично, выхватить самое главное, что позволяет охарактеризовать бунт отдельно взятого улья как нечто большее, чем просто бунт. И именно это в первую очередь приковывает взгляд читателя, погружает в историю и позволяет Фехервари ещё больше расширить границы собственной мини-вселенной, в которой и существуют все его герои. Ивуджийские Акулы, полк Имперской Гвардии, который здесь становится непосредственным участником событий, ещё один его бриллиант. Они как и Чёрные Флаги из «Культов генокрадов» привлекают своей самобытностью — в родном мире Акул детей уже в 5 лет отправляют на этакие «голодные игры», в ходе которых слабые отсеиваются. И про них тоже очень хочется прочесть отдельную историю.

«Аун’Ши», «Командующий Тень», «Тень солнца, последняя из рода Киру» (Брэден Кэмпбелл)

Кэмпбелл, как и Фехервари, в определённом смысле звезда этого сборника — у каждого из этих авторов в Шас’о содержится по два рассказа и одной повести. Но у Кэмпбелла есть одна огромная проблема — история всех трёх его произведений начинается с того, что главный герой совершает глупость. И этот идиотский сюжет, увы, очень сильно сказывается на восприятии каждой из историй, в особенности повести — Тень Солнца совершает аж три глупых поступка, из-за чего все её подчиненные мрут как мухи. И сколь бы трагична не была её судьба (а она весьма печальна), это не оправдывает героиню, лишь только больше отчуждает читателя от её проблем.

Другой важной чертой героев Брэдена является их идеализм, бытовая наивность, которая, конечно же, со временем исчезнет, но каждый раз, когда герой будет сталкиваться с реальностью, его шаблон будет рваться с такой силой, что вам скорее всего захочется пробить знатный фэйспалм. Разрушение иллюзий героя — частный способ раскрыть героя и познакомить его во вселенной, но если другие авторы стараются выстроить историю так, чтобы трансформация героя происходила постепенно, то Кэмпбеллу не хватает то ли мастерства, то ли желания, для того чтобы показать этот процесс органично. В рассказе «Командующий Тень» главный герой впервые встречается с партизанской войной и не понимает, как ему противостоять людям, но после череды ошибок буквально за пару страниц резко вырастает над собой и начинает вести себя как хороший тактик и стратег. В рассказе «Аун’Ши» Кэмпбеллу тоже удаётся скрыть глупость персонажа, начав историю с середины и показав начало во флэшбеке. Это первый рассказ Брэдена в сборнике, и ошибка главного героя воспринимается как случайность, неприятная, но случайность. Однако с каждым произведением глупость героев перестает восприниматься как отклонение от нормы, становясь закономерностью.

«Терпеливый охотник» (Джо Паррино)

Последнее, что я жаждал увидеть — это рассказ, целиком и полностью посвящённый тау-экшену в ближнем бою. Тау — это в первую очередь технологическая раса, которая убивает издалека, незаметно, а если и встречается с противником лицо к лицу, то лишь в каком-нибудь БСК. Главный герой отправляется уничтожать танковый отряд Механикус будучи облаченным в «Кризис». И весь рассказ — это описание того, как ловко он обходит авгуры людей, нападает из засады и впечатляет скитариев мощью своего вооружения. Это интересный опыт, но не более того, ведь кроме экшена и надменности главного героя в нём почти ничего и нет. В вархаммере есть много фракций, сталкивая которые можно получать хорошее рубилово, но тау точно не входят в это число — они интересны другим.

«Кауйон», «Тау’ва» (Энди Смайлли)

Два этих рассказа добавлены в сборник будто бы в противовес «терпеливому охотнику» и показывают, как стоит писать экшн с участием тау. «Кауйон» — это история снайпера-тау, который должен обеспечить время для эвакуации своих соплеменников. Он лежит в укрытии один, держа в руках рельсовую винтовку, и управляет несколькими десятками боевых дронов. И именно это как нельзя лучше показывает технологическое превосходство тау и то, как они ведут свою войну. Он манипулирует войсками Империума как младенцами, имитирует нападения и заставляет их идти туда, куда нужно именно ему. И это тот экшн-экспириенс, который могут дать лишь тау.

«Заповедник змиев» (Петер Фехервари)

В отличие от всех других историй этот рассказ вызвал у меня просто бурю эмоций: это же, чёрт возьми, возвращение на Федру! Пусть хронологически он и предшествует «Касте огня», читать его можно и после — они связаны лишь местом действия и двумя героями. Однако я читаю его уже во второй раз и могу сказать, что после «Касты» он заиграл новыми красками. Это вообще особенность «Теневого клубка» — произведения зачастую связаны эклектично, и каждая новая история даёт что-то такое, из-за чего прошлые истории могут предстать в новом свете.

Мне было приятно (если это слово вообще можно использовать по отношению к Федре) оказаться вновь в Клубке Долорозы и увидеть вновь центр по исследованию тиранидов. Здесь Инквизиция пыталась найти способ уничтожить с помощью спор этот вид ксеносов и потерпела поражение. Тау находят огромный подземный комплекс и отправляются изучать его, чтобы в конечном итоге найти там свою смерть. И нет, это не спойлер — если вы знакомы с творчеством Петера, то уже должны понимать, что «хорошо» его истории никогда не заканчиваются.

В каком-то смысле «Заповедник змиев» — это очередной рассказ о том, как у главного героя спали розовые очки. В каком-то смысле весь сборник — это демонстрация того, как у представителей молодой и амбициозной расы исчезают иллюзии касаемо окружающей их вселенной. Холодный рационализм сталкивается с беспринципной жестокостью, упёртостью и глупостью. И главные герои меняются, но не становятся лучше, а скорее просто приспосабливаются к такому существованию. О’Шова перестал доверять эфирным. Джи’Карра осознала с кем тау приходится заключать союзы, увидев каковы круты в бою. Мордайн понял, что инквизиция давно уже прогнила изнутри и в этом нет ничего экстраординарного.

***

В последнее время я очень полюбил сборники рассказов: не все произведения из них трогают меня, но всегда находятся такие, от которых я испытываю лишь восторг. И «Шас’о» — это именно такой сборник. Некоторые его произведения нескладны, наивны и не очень хорошо сработаны, но он открывает дверь в мир тау, рассказывает о ксеносах, чья культура напоминает современную куда больше, чем культура Империума. Тау рационалистичны, действуют во имя Высшего Блага (а это считайте — парафраз Большого Другого, одного из элементов всех идеологий, которым оправдываются любые, даже самые пугающие злодеяния), пытаются понять и принять тех, кто отличен от них и создать если не идеальный мир здесь и сейчас, то дать каждому немного личного пространства и возможность обрести внутреннее равновесие. И этот сборник повествует о том, что, увы, это не всегда им удаётся — это ж мир вечной войны, рано или поздно у всех слетают розовые очки, а планы превращаются в прах.

Экземпляр на рецензирование предоставлен издательством «Фантастика Книжный Клуб» и магазином ffan.ru.