Меня всегда прельщали миры, попавшие под воздействие варпа. Да что уж говорить — варп как концепция во вселенной вархаммера мне очень и очень нравится, а поэтому интригует и привлекает всё то, что оказалось под его влиянием. Воздействие сил Хаоса интересно само по себе, ведь оно открывает «тёмные стороны» человеческой души, изменяет саму реальность. Некоторым авторам чуть лучше удаётся в своих произведениях ухватить изменчивую природу Эмпиреев, кому-то чуть хуже, но в конечном итоге каждая из этих попыток оказывается интересной — это всегда взгляд за гранью привычного. Всё, что связано с варпом, окутано ореолом таинственности, загадочности, запретности… Это не то, что мы или герои литературных произведений, с которыми при чтении поневоле приходится ассоциировать себя, должны узнавать. В подобном контексте роман Бена Каунтера «Демонический мир» — это фолиант запретных знаний, которые недоступны большинству и только поэтому уже желанны. Но одно дело ореол, а другое — реальное наполнение произведения. И с этим у него всё довольно неплохо.

В сердце Мальстрима находится Торвендис. Как и положено миру в центре огромного варп-шторма, всё его существование — это изменение. Изменяются его жители, борющиеся за выживание на его просторах, изменяется ландшафт, время от времени кровавые дожди орошают землю, а топкие болота разложения уничтожают любую скалистую породу. А ещё этот мир населён людьми, которые поколение за поколением на протяжении тысячелетий выживают в силу своих способностей и возможностей, оказываются во власти богов, заключают союзы с демонами, сами возносятся в варп или умирают в младенчестве. И всё это происходит в постоянном круговороте борьбы существ, поклоняющихся одному из четырёх богов Хаоса, которые время от времени даже озаряют своим взором Торвендис.

На момент начала произведения довлеющей силой в этом мире были почитатели Слаанеш, которые под руководством леди Харибдии, ужасающего паукообразного монстра, постепенно превращали Торвендис в один большой Храм бога Наслаждений. Паломники уходили всё дальше от центрального города, погрязшего в грехе, основывали храмы, проповедовали и истязали себя всеми возможными способами — в общем, вели себя как типичные религиозные фанатики. И если бы у них было несколько сотен лет в запасе, то план Харибдии был бы исполнен, и весь Торвендис извивался бы в сладостных муках, но этого не случилось — в глубине Пёсьих гор, самого большого горного массива планеты, один варвар-дикарь по имени Голгоф решил, что его племя — Изумрудный Меч — вновь должно стать великим.

Каждый слаанешит мечтает создать свой Торвендис с блэкджеком и демонетками.

Роман, особенного первую его треть, можно без шуток назвать отличным фэнтези-произведением, пусть и с несколькими «но» в виде Несущих слово и Насильников. Несколько лет назад меня до мурашек на коже очаровал роман «Сошествие Ангелов», в котором писатель Сканлон Митчелл смог рассказать историю стимпанк-средневековья в рамках вселенной вархаммера, и с тех пор любые эксперименты с сеттингом вахи начали привлекать меня. Больше всего в этом плане, на мой взгляд, отличился Дэн Абнетт — он и свой киберпанк написал, и свою Вторую Мировую… и все эти творческие поиски проходили примерно в одно и то же время — начало нулевых. «Демонический мир» вышел тогда же — в 2003 году и потом переиздавался пару раз, так как был крайне выгоден для рекламы кодексов про демонов. Но даже и без этого нельзя отрицать тот факт, что этот роман — довольно необычный и в целом удачный эксперимент. Думаю, что именно чего-то такого я ожидал от Fantasy Battle, когда начал историю про Зигмара. Варвар, который в силу своих природных данных заметно выделяется на фоне своих соратников. Абсолютно враждебный мир вокруг и запредельная жестокость в отношении врагов. Среда, в которой борьба за выживание стоит на первом месте, а мораль и нравственность являются не более чем переменными, да и то — не самыми важными.

Однако некоторые считают, что дальше всех в заигрываниях с сеттингом зашёл Симон Джоветт в своём «Ксеноциде». Вполне возможно, что изначально этот рассказ писался для FB, но был отвергнут, из-за чего автору пришлось в конце вывести из кустов Чёрные Корабли и поселить героев в сороковом тысячелетии.

Даже несмотря на то, что Голгофа ведёт лишь ненависть, сопереживать ему удаётся легко. Возможно, это связано с тем, что Бэну Каунтеру получилось создать действительно живой мир, в существование которого хочется верить. Здесь нет борьбы между Империумом и Хаосом: хоть в самом масштабном представлении, хоть в самом приземлённом — в душе одного конкретного человека. Хаос как таковой здесь уже победил и теперь в мучительной агонии разрушает самого себя, чтобы переродиться в новую форму, а затем вновь начать разрушаться. Своеобразная эволюционная деградация, у которой нет точки начала, а точкой конца может стать лишь разрушение абсолютное, после которого не останется ничего. В масштабах существования Торвендиса потуги Голгофа кажутся тщетными и бессмысленными, но то упорство, с которым он идёт к своей цели, заставляет уважать его как личность, тем интереснее узнать, куда приведёт его путь. И да, скажу сразу — финал у книги отличный.

Как только Голгоф убивает прогнившего изнутри вождя варварских племён, он осознаёт глубину падения его народа и решается на самоубийственный поход против войск леди Харибдии. На его призыв отзываются все, кто не желает оказаться мясом в рудниках под городом Наслаждений или марионетками в церкви похоти. Люди в этом мире, даже не поклоняясь богам Хаоса, изменяются из-за воздействия варпа, но это не отнимает у них чувства собственного достоинства. Они — человеческие существа, и они обладают чувством гордости. Даже здесь, на Торвендисе. Они собираются в огромную армию и идут умирать. Тысячами. Десятками тысяч. И всё для того, чтобы привлечь взор чемпиона Кхорна и почти сразу же договориться с ним о союзе. Большая часть произведения оказывается посвящена двум битвам против сил Харибдии: самоубийственной сечи, в которой достаётся всем — варварам с демонами, слаанешитам с космодесантниками из ордена Насильников, почти всем ключевым персонажам и даже самому Торвендису.

Одна из самых приятных деталей произведения состоит в том, что Бен Каунтер умело держит интригу касаемо того, зачем же на самом деле на Торвендис прибыл один из Несущих Слово, и при чём здесь вообще самый главный герой всех саг об этом мире Аргулеон Век. С каждым шагом загадочного космодесантника сюжет начинает набирать обороты, и если бы не обильные описания сражений со слаанешитами, то книга читалась бы вообще на одном дыхании. Это для меня и стало одним из самых больших минусов произведения, из-за которого чтение затянулось. Однако если вы любите, когда любое загадочное событие перемежается обильными сражениями, то не будете разочарованы — и первого, и второго в книге хватает в избытке.

Пять лет назад на русском языке уже выходила одна книга, действие которой разворачивалось в демоническом мире. Это был заключительный роман трилогии о Серых Рыцарях «Молот демонов», написанный всё тем же Беном Каунтером в 2008-м году. В своё время, когда я только-только ознакомился с этим произведением, у меня возникло ощущение, что весь описанный Беном мир больше походил на декорации, оставшиеся после какого-то масштабного проекта. Будто он собрал всё, что ещё не успели убрать, и распихал по роману. Гладиаторские бои на арене, заполненной кровью; надсмотрщики, смеющиеся над случайными детишками, забредшими на жестокие представления; демоны, принимающие ванны из крови — всё это, конечно, радовало своим сюрреализмом, но казалось несколько неуместным. И после прочтения романа о Торвендисе до меня наконец-то дошло осознание: многое из этого вполне могло быть наработками для «Демонического мира», но на каком-то этапе от этого было решено отказаться. И, как бы это странно не звучало, лишь после прочтения я наконец-то смог поверить в реальность Дракаази из «Молота демонов», ведь именно таким себе и представляет Каунтер мир, полностью поглощённый Хаосом.

Экземпляр на рецензирование предоставлен издательством «Фантастика Книжный Клуб» и магазином ffan.ru.