Ошибка выжившего #5 — «Аннигиляция», «Уличные мифы», «Агора» и не только

Мы видим жизнь в её движении, ощущаем, что происходит вокруг нас и формируем собственное представление насчёт трендов, течений и тенденций. Но всегда ли мы видим полную картину? Чаще всего мы заостряем внимание на отдельных событиях, предметах и ситуациях, потребляем лишь то, что потребляют массы и упускаем из виду нечто, что может дать нам куда большее представление об окружающей действительности. Авторы Нерпача пишут не так уж часто и всегда стараются выложится в своём тексте на максимум. Но что, если то что мы прочитали, посмотрели или во что поиграли не заставляет нас тут хвататься за чистый лист и начинать писать? Такие вещи ускользают от взора масс и очень быстро забываются. В данных еженедельных дайджестах авторы нашего проекта расскажут вам о том, что они потребили за прошедшую неделю и почему они это сделали. Чем им показалась важна так или иная книга, игра или кинокартина. И если даже она абсолютно неинтересна или плоха, то почему она всё же заслуживает вашего мнения. Это дайджест случайных произведений, о которых вы, возможно, уже слышали, но забыли, или так никогда и не услышите.

Аннигиляция / Annihilation

Пока что лучший киноэкспириенс Нерпы в этом году

Ex Machina могла быть чем-то вроде исключения из правил, случайно хорошим фильмом об определении искусственного интеллекта, но как показала «Аннигиляция» — Алекс Гарленд хороший сценарист и режиссёр. Он понимает о чём его произведения и поэтому выстраивает историю, чтобы во главе угла была идея, а не экшн, визуальные эффекты или пустые псевдофилософские размышления о силе любви.

«Аннигиляцию» уже успели сравнить и со «Сталкером» (герои отправляются в «зону», которая будет испытывать их на прочность), и с «Прибытием» (пришельцы здесь даже и языка не имеют, не имеют ни мотивов, ни целей, и не факт что сознание у них есть), и с «Мамой!» (многослойность произведения, ощущение сна), но для меня куда более важным является сравнение зоны аномалии — «мерцания» — с Федрой, планетой из романа «Каста огня» и других произведений Петера Фехервари. Внутри мерцания всё живое эволюционирует постоянно, изменяется, ищет новые формы и никогда не прекращает своё движение. Герои становятся частью этого мира, их органы оживают, плоть пульсирует, а сознание воет от ненормальности всего происходящего. И когда они сходят с ума, всё глубже падают в бездну своего сознания, замыкаются и становятся частью этого мира, ты действительно веришь что происходящее — реально.

https://www.youtube.com/watch?v=efDkqIFvqCs

«Аннигиляция», «Агирре, гнев Божий» и «Апокалипсис сегодня» — фильмы, которые отражают один из аспектов «Касты огня»: паранормальный/сайфайный, духовный или военный. И если вам понравился один из этих фильмов, вам понравится и «Каста», а если понравилась «Каста», то каждый из фильмов обязателен к просмотру. — Антон Скнарь.

Уличные мифы / Urban myths

Отличный способ занять себя на 20 минут перед сном

Мини-сериал, где каждая серия — маленькая и необычная история про известную личность. Каждая история — сборная солянка из заголовков жёлтых газет, рассказов очевидцев (или друзей друзей очевидцев). Конечно, в каждой из них есть доля правды, но поиск истины сценаристы всецело предоставляют вам самим. А раз каждая история не претендует на полностью достоверную, то режиссёры активно используют это для шуток, и даже один раз (спойлер) ломают 4-ю стену настолько сильно, насколько это возможно.

Величайший во все времена Мухаммед Али, спасающий человека от суицида. Печальная история австрийского художника-неудачника. Невероятно смешная история Боба Дилана, который однажды постучал не в ту дверь, но ничуть не растерялся и зашёл «на чай». Дружба первого бойца рестлинга, попавшего в зал славы, Андрэ Гиганта и Самюэля Беккета — создателя пьесы, в которой ничего не происходит. Сериал расскажет вам все эти истории, приправив их классическим английским юмором и отличными декорациями. Ну, и я не рассказал вам синопсисы всех серий, так что если решите посмотреть сериал, то будете приятно удивлены. — Собака Павлова.

Кожа, в которой я живу / La piel que habito

Опасайтесь «тигрика»

«Кожа, в которой я живу» — фильм режиссёра Педро Альмодовара, который я всё-таки отнесу к арт-хаусу, хотя многие поклонники его творчества жалуются, что в картине слишком много «Голливуда» (уж не в том ли дело, что главную мужскую роль исполняет слишком популярный для арт-хауса Антонио Бандерас). Но оговорюсь, что с другими работами Альмодовара ещё не знакома.

Кинокартина повествует об известном хирурге Роберте Ледгарде, нашедшем способ создания человеческой кожи и стремящемся ввести своё достижение в повсеместную хирургическую практику. Пока же открытие находится на стадии разработки, Роберт Ледгард испытывает его в своей домашней лаборатории, вот только «подопытной крысой» выступает молодая девушка Вера, проводящая дни взаперти в доме хирурга. На мой взгляд, картина эмоционально сильная и отлично выверенная как в плане последовательности, так и по части музыкального сопровождения и выбранной цветовой гаммы. Неспешные кадры «комнатного одиночества» и лабораторной тишины сменяются неожиданными поворотами и всплесками событий. Настоящее изрядно разбавлено флешбеками, из которых мы размеренно и порционно узнаём всё больше о героях, взаимоотношения которых изначально совершенно непонятны. И в какой-то момент фильм способен повергнуть в шок, хотя, возможно, лишь тех, кто во время просмотра задавал мало вопросов и, как и я, был слишком увлечён конкретно происходящим на экране.

Также, я прочла книгу «Тарантул» Тьерри Жонке, по мотивам которой он был снят. Это совершенно иное произведение, тоже цепляющее и сильное, хотя показавшееся мне куда более прямолинейным и менее шокирующим. Советовала бы ознакомиться и с фильмом, и с книгой. — Анастасия Полищук.

Гений / Genius

Не Нолан и даже не Кодзима

Художественный сериал от National Geographic про Альберта Эйнштейна. Он создавался не только на официальной биографии учёного-теоретика, но и на основе очерков студентов, писем родных и газетных статей. И именно поэтому на данный момент эту биографию можно назвать одной из самых точных. Однако это далеко не единственный плюс сериала: хороший сценарий и режиссура создают из биографии интересную и увлекательную историю жизни Эйнштейна, которая ведётся сразу в трёх временах — детстве, юности и старости. Всё по канону, как у Толстого.

Отдельно хотелось бы сказать про компьютерную графику, которой, весьма неожиданно, нашлось место и тут. Дополнительная реальность визуализирует (ну, или пытается) ход мыслей Эйнштейна, его способность представлять, воображать и проецировать то, чего не существует на практике. Сериал раскрывает основные моменты жизни физика: первая любовь, учёба в школе, поступление в институт, жизнь в нацистской Германии и время мировой известности. У великих людей великая биография, а про Эйнштейна, можно с лёгкостью сказать: «Если б я этого не знал, то никогда не поверил бы».

Если для вас, как и для меня, Эйнштейн — это теория относительности, квантовая теория фотоэффекта, индуцированное излучение, гиромагнитный эффект и человек, который предсказал гравитационные волны (которые обнаружили лишь в 2016 году), то вам безусловно следует ознакомиться с эти сериалом. Ну а если же вы знаете Эйнштейна благодаря E=mc², то все равно советую к просмотру, дабы осознать почему эпитет «гений» по отношению к учёному в название сериала звучит совершенно искренне. — Собака Павлова.

Книжная серия «Путеводитель по истории мира»

Историко-популярные дайджесты, равных которым я пока не встречал. Правда, серию закрыли.

В кои-то веки я решил прочитать «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» Маркса и на первых же страницах осознал, что не просто мало знаю о Второй Республике, но и с трудом вспоминаю основные события Французской Революции. Ещё пару лет назад я купил все книги серии «Путеводитель по истории мира», две из которых как раз были посвящены истории Франции 17-18 веков. Я прочитал их, пока ездил в метро, и вновь осознал, насколько хороши эти тематические интенсивы.

Я уже писал (да и не раз) о том, как лучше всего не только смотреть на историю, но и преподносить её — в форме историко-культурного нарратива, который бы давал ощущение разворачивающихся во времени событий. Не как набор непреложных фактов, подразумевающих неизбежность исторического развития, а как стихийное движение людских масс, классов, групп,отдельных личностей. И книги этой серии максимально приближены к такой форме представления информации: в основной части книги описывают произошедшие события с вкраплениями замечаний очевидцев, а рядом приводятся контекстуальные вставки, дополняющие основной текст описанием связанных событий и биографий участников, и изображения, иллюстрирующие эти события. Думаю, если бы Арзамас выпускался в печатном виде, он выглядел бы примерно так же. — Антон Скнарь.

Bioshock infinity

Если до вас всё самое лучшее и свежее доходит спустя 5 лет, то поздравляю, вы — это я

К великому сожалению, 5 лет назад, когда я решил оценить этот монументальный продукт работы сценаристов и геймдизайнеров, мой ноутбук приказал долго жить, и я успешно забыл про биошок. Но вот, распродажа в Стиме в купе с депрессией дали о себе знать в виде непреодолимого желания пройти столь расхваленную игру. Признаюсь честно, я давно не испытывал таких ярких чувств. Восторг от красивейших пейзажей и проработанного мира просто не знал границ! И это при том, что игра вышла в далёком две тысячи тринадцатом!

Букер Девитт отправляется в небесный город-штат Колумбия, который местные называют раем, для поиска девушки с целью «спустить её на землю». Однако она уже успела стать в Колумбии народным достоянием, и спасти её будет не так-то просто. Отлично прописанный сценарий подкрепляется добротными диалогами, которые написаны почти для каждого NPC. Но это не значит, что восхищение игрой осталось со мной на всём её протяжении. Отличная работа художников уровней и персонажей, по моему мнению, не раскрылась полностью, из-за слабой графической составляющей игры. Да, игре 5 лет, но в том же году вышли такие графонистые игры как GTA V, Battlefield 4, Tomb Raider, Dead Space 3 и Crisis 3.

Особой проблемой для меня стала ужасная начальная конфигурация управления. Когда разработчики выставляют стандартные настройки управления, они, как правило, являются наиболее удобными для большинства игроков и требуют незначительной переработки, в зависимости от личных предпочтений геймеров. Но в Bioshock infinity игра начинается с координальной перенастройки доброй половины управления, благо, это не хардкорный шутер или RTS и кнопок не много, но всё же осадочек остался. В остальном — я остался более чем доволен. Если вы всё ещё не играли в Bioshock, то считайте, что вы провели детство без сказки «Колобок» и срочно бегите нагонять упущенное. — Собака Павлова.

Агора / Agora

Кино, которое Нерпа почему-то так и не глянул, не смотря на его любовь к Античности

391 год, Александрия. На городской площади последователи набирающей популярность христианской секты показывают собравшимся зевакам «чудеса», на которые способен их бог, единый бог. Они ещё не перешли в наступление, но уже агрессивны и решительны в отношении тех, кто отказывается к ним примкнуть. В то же время философ и математик Гипатия учит своих рассорившихся было из-за различий в вере студентов, что так или иначе они все между собой равны. Гипатия не верит в богов, она верит в науку и фанатично пытается раскрыть секрет положения солнца относительно земли.

После восстания христиан события в фильме происходят неспешно, а иногда до скучного медленно, но именно благодаря этой неспешности больше внимания уделяется деталям, которые, на мой взгляд, здесь важны, ведь фильм снят не ради экшена, и он даёт время поразмыслить над происходящим. Мне вообще-то нравятся фильмы, снятые в декорациях Античности, но «Агора» может также похвастать хорошо подобранными актёрами, притом не только первого плана, но и второстепенными. Они заставляют сопереживать или раздражают, но не оставляют равнодушными. А Рейчел Вайс в роли Гипатии просто чудесна.

Очень сильная, на мой взгляд, картина, отлично показывающая, как тонка грань между верой и фанатизмом и как легко манипулировать людьми посредством религии. — Анастасия Полищук.

Дожить до рассвета / Until dawn

Идеальное интерактивное кино

Про Until dawn я хотел написать ещё тогда, когда впервые прошёл её 2 года назад. Но эмоции поутихли и желание писать пропало. Сейчас же я вновь погрузился в мир игры, когда её начала проходить моя жена. Время от времени я подсаживаюсь рядом, смотрю какой выбор она делает, спрашиваю о том, почему она выбрала тот или иной вариант и слежу за её реакцией на сюжетные повороты.

Until dawn берёт формулу слэшера о подростках, столкнувшихся с неизвестным древним злом, и упаковывает его в обёртку постмодернистской деконструкции жанра в духе You’re Next. Но так как это игра, то большая часть черт слэшера начинает работать несколько иначе. Подростки приехали в старый особняк у чёрта на куличках. Что они скорее всего будут делать? — Правильно! Пугать друг друга и шкериться по углам, чтобы заняться сексом. Но знают ли они о том, что «зло» идёт? Понимают ли они необходимость того, что нужно отбросить разногласия и личную неприязнь к друг другу, чтобы объединиться и работать сообща? — До определённого момента нет. И игрок находится в том же положении, что и каждый персонаж: чувствует, что что-то не так, но забивает на это и пытается себя хоть как-то развлечь. Этому и посвящена первая треть игры, в которой подростки разбредаются по округе и оказываются в шаге от смерти.

Игра не даёт тебе возможности вырваться из сюжета, но позволяет время от времени повести себя так, чтобы не увеличивать энтропию. Не убивать животных, не сраться по мелочам, не оскорблять друзей, когда этого можно не делать. И эта система микровзаимодействий влияет на черты персонажа и отношение к нему всех остальных героев. В этом аспекте игра позволяет проследить динамику взаимоотношений между всеми героями и сдерживать самые эмоциональные реакции героев. Вместе с этим, во время каждой экшн-сцены скорость реакции и выбор того, как действовать, влияет на общий сюжет. Случайное падение в дальнейшем может стоить жизни одному из героев. И всё это деконструирует жанр даже больше, чем сюжет, так как показывает и даёт почувствовать то, что ощущает персонаж. «Дурак, куда ты бежишь?! Ну, ты чего, это же было очевидно! Почему ты такой идиот?!» — это набор фраз, которые как нельзя лучше описывают большинство действий героев слэшеров. И ты произносишь их не находясь в шкуре подростка, зная многим больше, чем знает он. А тут почти каждый неправильный выбор персонажа, почти каждая грубая реплика в адрес друзей — твой выбор.Это ты ошибаешься. Это ты умираешь. Это идиотский сюжет, который ты сам создаёшь.

Для меня Until dawn — один из главных систем-селлеров PlayStation 4, причина, почему вы должны взять консоль у друга, зайти к нему в гости или даже приобрести её сами. Один из самых чувственных опытов, который при должном погружении ещё долго будет мучить вас кошмарами и напоминать о сделанных ошибках. — Антон Скнарь.