У Империума множество врагов. Орки, эльдары, хаоситы, тау, тираниды, некроны — это только самые известные из них и, соответственно, живучие. Человечество ведёт войну, выжимая из себя все соки, тогда как у некоторых врагов ресурсы бесконечны. Хаос всегда может овладеть новыми душами. Некроны обладают умением разыскивать очередной схрон с древним оружием. Тираниды могут поглотить жизни на паре-тройке планет и снова быть полными сил. В этом мире наибольший шанс на выживание имеет человек, отличающийся от остальных ксенофобией и склонный к паранойе. И особенно это помогает тем, кто в силу своего социального положения вполне способен оказаться жертвой какого-либо культа. И не факт, что культ еретический окажется самым страшным.
Если вы, как и я, следите за творчеством Петера Фехервари, то, наверное, уже могли заметить: ему очень часто попадается неблагодарная, но очень интересная работа. Его произведения оказываются привязаны к релизам кодексов и не всегда получаются такими, какими были изначально задуманы. Если в «Касте огня» было изменено лишь название, то «Культы» пострадали даже больше: часть между предисловием и основным сюжетом была порезана (так как произведение получилось слишком объёмным) и опубликована в виде отдельного рассказа. Так что для полного погружения советую после пролога сразу прочесть рассказ «Голодную отбрасывает тень».
Дамоклов залив полон всяческих тайн. На одной из планет, ныне именуемой Искупление-219, некогда находился форпост Адептус Астертес. Чуть позже тяжкое бремя караульной службы взяли на себя Сёстры Битвы. Они долго и упорно боролись со скверной, пока наконец-то не смогли её победить и добиться для планеты статуса мира-святыни. В этот радостный для Сороритас момент на Искупление высаживаются четверо генокрадов. Ничтожный отряд, который можно уничтожить одним точечным залпом. Но сила генокрадов в скрытности. Они овладевают умами людей, переманивают на свою сторону и одним решительным ударом истребляют Сестёр. Спустя пятьдесят лет мутанты в ожесточённой борьбе смогут обуздать силы Хаоса, а ещё через полвека разрешённая имперским культом секта Спиральной Зари станет главной духовной силой на Искуплении-219.
Главное отличие «Культов генокрадов» от всех других книг, в которых принимает участие данный подвид ксеносов, в том, что Фехервари буквально заглянул им в душу и смог описать события с их точки зрения. Никто до него и не пытался показать в литературных произведениях, что чувствуют люди — члены этого культа, никто не пытался рассказать, как мыслят генокрады, как работает их сознание, похожи ли вообще хоть в чём-то на людей, и если да, то насколько? Если Петеру достаётся новая фракция, то сколь бы она ни была ему далека, он всё равно не подходит к её описанию спустя рукава, но пытается как можно полнее поведать о её членах. Это было не совсем заметно по «Касте», ведь в ней представители тау не были главными героями, но это прослеживается в других его произведениях, которые за рубежом уже вышли под одной обложкой и, скорее всего, выйдут и у нас.
Одним из главных героев является капитан Крест (точнее Темплтон), который пропал где-то в джунглях Федры в вышеупомянутой «Касте огня» и решил вернуться в свой родной мир. По несчастному стечению обстоятельств к нему на корабль попадают неофиты спиральщиков, которые летят на Искупление, чтобы влиться в ряды полноправных адептов. По прибытии оказывается, что на планете уже несколько лет длится скрытое противостояние между полком Чёрных Флагов, не так давно размещённым здесь, и Спиральным Культом, который готов отправиться к звёздам и начать подминать под себя очередной мир. Кресту не остаётся ничего, кроме как ввязаться в эту войну.
Во время прочтения я не раз и не два ловил себя на мысли, что с удовольствием почитал бы историю о родном мире Чёрных Флагов, Вассаго, к мифам и историям которого Фехервари время от времени обращается. Если «Касту» хотелось назвать лавкрафтовским произведением из-за его духа, то вот здесь Петер уже напрямую апеллирует к мифологии и образам, созданным Лавкрафтом и его последователями. Затонувшие города и монстры из глубин интригуют не только общей таинственностью, но и пониманием того, что может сотворить Фехервари с этим, поместив в лор сороковника. И очень бы хотелось, чтобы в Black Library наконец-то дали ему карт-бланш на написание нового романа, не привязанного к какому-либо релизу.
Если вам некогда казалось, что генокрады — этакие тени Чужих в Вархаммере, то могу вас обрадовать — после этого произведения вы точно проникнетесь к этим существам если не симпатией, то уж точно уважением. Моменты, когда повествование велось от лица генокрадов (вне зависимости от их поколения, или парадигмы), пожалуй лучшее, что есть в этом произведении. Они некомфортны по какой-то иррациональной причине во многом из-за того, что при знакомстве с Иным очень хорошо получается понять собственную самость человека. Адепты этого культа стремятся лишь к одному — к слиянию в Спирали. Они получают удовольствие от нахождения с более чистыми представителями своего вида. Один взгляд магосов или патриархов культа заставляет их испытывать наслаждение. У них есть воля, амбиции, но нет выбора конечной цели. Они не могут изменить своё мнение о том, что же является благом — это буквально заложено в их естестве. Это пугает больше всего, так как представить существо, обладающее сознанием, но не имеющее возможность выбирать конечную цель своего существования, просто-напросто страшно. Это именно тот иррациональный страх, который и заставляет столь внимательно следить за действиями генокрадов.
Дополнительная глубина произведения обнаруживается ближе к концу, когда открывается чуть больше правды о происходящих на Искуплении событиях. Это повергает Креста в шок, но заставляет его прийти к выводу, который не так часто звучит в Вархаммере: лучше быть на стороне людей, какими бы ужасными они ни были, чем проиграть и оказаться на стороне врагов человечества. «Культы генокрадов» — это фильм «Нечто», адаптированный в сороковник и позволяющий прочувствовать страх простых людей, столкнувшихся с Иной формой жизни. Одно дело подмечать физические различия и совсем другое — понимать (или наоборот, не понимать) ход мыслей существ, визуально неотличимых от тебя самого.
«Культы» не идеальное произведение, у него хватает проблем, но в некоторых случаях оно оказывается просто-напросто выдающимся. Питер даёт понять, что ему под силу писать интересно про что угодно. Я уже давно не призывал в своих текстах покупать то или иное произведение, так что сейчас тот самый случай, когда стоит это сделать, — купите «Культы генокрадов». Эта книга вышла у нас во многом для проверки, нужен ли российскому читателю Фехервари. Если вы являетесь фанатом Вархаммера, то у вас и не должно быть выбора. Это один из самых крутых авторов, пришедших в BL в последнее время, и не стоит упускать возможность поставить этот прекрасный роман себе на полку.