Если спросить меня или любого другого любителя вархаммера со стажем, кто его любимый персонаж, то скорее всего ответом будет затяжное молчание. Но оно и понятно — персонажей, что бэковых, что внебэковых, уйма. Одни из них обладают зашкаливающей харизмой, другие прошли за свою жизнь семь кругов преисподней, третьи всегда могут дать саркастичный комментарий происходящим вокруг них событиям — в общем, тяжело найти не просто одного, а даже с десяток наиболее интересных героев, ведь если подумать, таких на самом деле сотни. И в этом списке однозначно будет присутствовать Ариман, первый библиарий Тысячи Сынов. Самый способный сын Магнуса Красного предал своего отца, когда создал Рубрику (заклинание, которое должно было излечить Легион от мутаций), за что и был изгнан с Планеты Колдунов. История, рассказанная в этой трилогии, начинается спустя некоторое время после изгнания и рассказывает о том, как Ариман решил, что нужно исправить свои ошибки и сделать вторую Рубрику.
Прямо в предисловии Френч говорит, что по сути эта трилогия и не трилогия вовсе, а просто очень большой роман, разделенный на три части. Возможно, эту историю можно было бы рассказать и в рамках одного произведения, но тогда бы она потеряла очень много интересных деталей, ради которых её и стоит читать. Это вообще особенность произведений Джона Френча — то, что происходит прямо сейчас всегда намного интереснее того, к чему в конечном итоге приведут все сюжетные линии. Если вы привыкли, что уже в конце первого акта автор сам посадит вас в вагонетку стремительно развивающегося сюжета и проложит путь к финалу короткими предложениями, то здесь вас точно ждёт большое удивление — в целом темп повествования в трилогии будет держаться на одном уровне. Здесь важно не что происходит, а то как оно происходит. Важна атмосфера, вязкая и густая, обволакивающая с головы до ног, заставляющая вас медленно утопать в произведении. И в «Аримане» можно утонуть в ощущении полнейшего одиночества.
Если Аарон Демби-Боуден раз за разом поднимает тему отчуждения, создаёт героев, которые некогда потеряли важное для них, показывает сколько важна для них была разорванная связь, то Френч идёт ещё дальше — создаёт персонажей, находящихся в глубокой депрессии. Они уже и не мечтают вернуть утраченное — привыкли к постоянному ощущению пустоты. Они просто устали жить, но продолжают это делать — существовать без цели. И главным конфликтом в итоге становится не борьба героев за власть, ресурсы или что-то подобное — он оказывается конфликтом идейным, между фатализмом и надеждой. Между стремлением попробовать снова вернуть своей жизни смысл и желанием оставить всё как есть из-за страха сделать лишь хуже. В этом аспекте и желание читателя узнать, сможет ли Ариман создать новую Рубрику — это тоже разновидность надежды, которая будет толкать его вперёд, к концу трилогии, тогда как знание бэка будет остужать пыл и давать возможность насладиться произведением без спешки.
В отличии от других авторов, Джон одинаково бережно относится ко всем героям и сюжетным линиям, вкладывается в каждую арку в независимости от её важности для истории. Это правильный подход, но из-за этого финалы второго и третьего романов могут показаться вам смазанными — большинство макгаффинов оказываются пустышками. Под занавес каждый раз один из персонажей решается высказать правду и сообщить, что всё произошедшее — хитровыдуманная им многоходовочка, и очень забавно, что большинство героев на неё повелись. И если вы как читатель тоже поверили в эту ложь, решили лечь на пару часов позже и узнать, чем же всё-таки закончится история, то вас будет ждать то ещё разочарование.
Однако если отбросить это желание поскорее узнать, чем закончится история, вас может ждать одна из самых проникновенных историй в сороковнике. Любимой книгой для вас (как и для меня) вполне может стать открывающий роман «Ариман. Изгнанник», который и знакомит читателя почти со всеми ключевыми героями. Ариман, который уже давно взял на себя личину посредственного колдуна, служит группировке Терзания — банде ренегатов-отступников, ведущих борьбу за выживание где-то на границах Ока Ужаса. Во время одного из набегов они захватывают корабль «Отпрыск Титана» всего с 4-мя космодесантниками и одной техноведьмой на борту. Все они — сломленные души, терзаемые своими собственными призраками. Ариман не сильно от них отличается — он всегда чувствовал ответственность за судьбу Пятнадцатого, но Рубрика стала для него поворотным моментом — он уничтожил тех, кого пытался спасти. Драматически потенциал этого события почти безграничен, так что Френч начинает использовать его на полную катушку. Ариман не просто блуждает по чертогам своего разума раз за разом прокручивая события давно ушедших дней, но и постоянно встречает там обладающие сознанием тени людей, которые были ему близки. Его сознание к концу трилогии становится ещё одним местом действия, со своей логикой и интригующей спецификой. Столь же пронзительно тяжёлой у Френча получалась и повесть «История Ктесия», небольшой пролог к событиям второй книги, в которой Ариман и его братья ищут путь из Ока Ужаса в обход Кадийских врат. Она важна не столько как объяснение появления Ктесия в повествовании, но и как возможность посмотреть на Аримана со стороны, увидеть его таким, каким его видят другие герои, и чуть лучше понять внутренний конфликт, который движет им. Два оставшихся романа лишь развивают обозначенные здесь идеи, но делают это достаточно живо, чтобы их было интересно читать дальше.
Джон Френч — не самый простой для чтения автор. Из-за своего размеренного темпа повествования и атмосферы безысходности и одиночества чтение 900-страничного омнибуса может затянуться. Книга действительно огромна и вряд ли её получится читать где-то на ходу или в транспорте. Я потратил на неё около месяца и могу сказать, что это время не было потрачено зря. В первую очередь, это произведение про атмосферу, про пустоту и мрак безграничного космоса. И если вам нравится такое в вархаммере, то прочесть омнибус вам точно не помешает.
Экземпляр на рецензирование предоставлен издательством «Фантастика Книжный Клуб» и магазином ffan.ru.