В середине 32-го тысячелетия Империум столкнулся с угрозой, которая имела все шансы оставить от него одни руины — пришествием орочьего вожака по имени Зверь. Мало кто из живущих в это время помнил Ересь. Ещё меньше осталось свидетелей Улланорского триумфа — последнего крупного сражения с орками. Это было время, когда Империум мог пасть не только из-за невежества бюрократов всех мастей — он мог пасть из-за того, насколько сильными были орки под предводительством Зверя.

— Этот цикл является для Black Library экспериментальным: шесть авторов (Дэн Абнетт, Роб Сандерс, Гэв Торп, Дэвид Аннандэйл, Гай Хейли, Дэвид Гаймер) писали его при плотном содействии между собой. По сути, они передавали эстафетную палочку сюжета друг другу, порой возвращаясь вновь работать над заметно изменившимися героями. Что-то подобное случилось при работе Дэна Абнетта и Грэма Макнилла над первыми двумя романами по «Ереси».

— Первый роман цикла вышел в декабре 2015 года. В ноябре 2016 уже вышел последний, двенадцатый. BL стабильно раз в месяц выпускала новую книгу и ни разу не было проблем со сроками сдачи в печать.

Роман «Я — Резня» похож на типичный голливудский боевик и страдает от тех же проблем что и роман «Подвиг Калгара».

— Все книги объединены общей сюжетной линией, которая развивается последовательно, «здесь и сейчас». Здесь нет флешбеков или флешфорвардов — таймлайн в цикле максимально линеен. Отсюда необходимость жёстких сроков сдачи и планирование процесса написания — перенос релиза одного романа по принципу домино стал бы причиной переноса и следующих за ним произведений.

— «Пришествие Зверя» — это сериал. Все романы вместе представляют из себя полный двенадцатисерийный сезон. Все серии объединены сюжетной линией, связанной с Советом Терры (и интригами Лордов), а также линией космодесантника Курланда и магоса биологис Лаврентия. Помимо них в каждой из историй появляются второстепенные персонажи, арки которых ограничены рамками одного произведения.

Роман «Хищник и жертва» во всей красе показывает то смятение, которое испытал Империум при нападении ксеносов. И Лорды Терры оказались не готовы даже больше, чем обычные граждане.

— Только от мастерства авторов зависит то, насколько гармоничным будет двухуровневое повествование. На одном полюсе будет находиться история Лордов Терры, на другом — истории людей, которые наглядно демонстрируют итоги решения Совета или вовсе рассказывают о том, что в этот момент творится за стенами Императорского Дворца.

— Романы, из которых состоит цикл, по структуре соответствуют такому определению (имеют несколько сюжетных линий), но по объёму не сильно превышают средние повести. Сюжетная линия с Лордами Терры могла бы уложиться в один роман, а все параллельные сюжетные линии из каждого произведения стать рассказами, прямо или весьма косвенно связанными с основной линией. Цикл имеет максимально жёсткую структуру (12 романов и больше ничего), а потому то, что в цикле «Ереси» спокойно выносилось «за скобки», в рассказы, здесь становится частью произведений.

Роман «Император ожидает» — изюминка сборника. Интриги отлично Космического Флота дополняют бюрократическое копошение верхушки Империума..

— Роман Абнетта «Я — Резня», на удивление, является самым слабым из всех представленных в сборнике. Это боевик, написанный словно по канонам голливудских блокбастеров. Бравые военные, безумные учёные, тупоголовые политики — большинство героев стереотипны (кроме Вангорича, главы Официо Ассасинорум) и лишь в следующих романах они наделяются внутренним содержанием. При этом сам роман стоит воспринимать как очень большой пролог к основной серии. В нём чрезмерно много экшена и это действительно может отпугнуть.

— Основная характеристика, применимая не только ко всему циклу, но и к конкретным романам — «неровный». Какие-то сюжетные линии удаются, какие-то оказываются весьма слабыми. Иногда получается связать истории между собой (как у Торпа в «Император ожидает», где лорд-адмирал Лансань отправился самолично воевать с орочьей луной), а иногда не очень (как врезка про Железных Воинов у Аннандейла в «Последней стене»).

Роман «Последняя стена» наглядно показывает, насколько сложно победить орочью луну не имея для этого достаточных сил. Аннандейл выложился на полную, описывая как наспех набранные бойцы самоубиваются об орочью оборону.

— Отличия Империума 32-го тысячелетия от Империума 31-го в первых романах представлены весьма скупо. Мелкие детали, почти что ненароком проскользнувшие мысли — именно столько «осмыслений эпохи» можно найти в первых двух романах. «Император ожидает» Торпа уже выходит на уровень, достойный неплохого романа из «Ереси» (и своими политическими интригами напоминает «Ангелов Калибана»).

— Если вам нравятся орки, то у вас нет права не читать этот цикл. «Последняя стена» — это одна из самых лучших прочитанных мною историй, в которых участвует этот вид ксеносов. Но она столь хороша лишь потому, что это не стереотипные зеленокожие, а нечто большее. Подоплёка событий, описываемых в «Пришествии» — это факт, что орки сделали новый эволюционный скачок, заложенный в их генетической структуре. Но это мы знаем, что орков создали специально. Герои об этом лишь догадываются и поэтому каждых их инсайт оказывается столь хорош.

— Сам цикл — это явная тренировка перед «Осадой», которая пишется прямо сейчас. Даже количество авторов совпадает. Писатели имеют на руках ряд персонажей, которые должны быть представленны в одинаковом свете. Сюжетные линии должны плавно перетекать из одной книги в другую, не отрываясь и не видоизменяясь в промежутках между выходом книг. Сама «Осада» должна быть от начала и до конца рассказа в этом цикле, не разрываясь на тысячи осколков приквелов-сиквелов, рассказов, аудиодрам и повестей. «Пришествие Зверя» наглядно показывает, какие шишки набили авторы и редакторы при организации работы над серией. И если выводы ими были сделаны, то «Осада» станет достойным завершением пути Хоруса к Терре.

Экземпляр на рецензирование предоставлен издательством «Фантастика Книжный Клуб» и магазином ffan.ru.