Пейринг орки/Ультрамарины является для сороковника одним из самых каноничных и знакомых обывателю, не погруженному в подробности жизни вселенной, а скетч про них — стандартное задание для художника, желающего сотрудничать с GW. Первые — воплощение дикой, животной ярости, необузданные монстры, живущие лишь ради войны. Вторые — образцовые космодесантники, максимально близкие к тому образу, который держал в голове Император при их создании. И в большинстве случаев про них получаются одни из самых скучных и неинтересных книг вселенной, просто потому что авторам оказывается сложно придумать интересный конфликт и ярких персонажей.

Но что будет, если за работу возьмётся известный и опытный писатель, который до этого написал всего лишь один рассказ по вселенной?

Цикл SpaceMarine Battle — это ноттингемский аналог целины, на которую всегда можно отправить неопытного автора, дабы тот понабрался навыков да заткнул дырку в релизной сетке новых произведений. Пол Кирни – автор сольных фэнтези-циклов, достаточно известных поклонникам фэнтези во всем мире. И это показатель того, что писать он умеет. Но на одном энтузиазме роман по Вархаммеру не написать: чтобы вышло что-то действительно заметное, надо или обладать специфичным слогом, или тонко чувствовать эту вселенную. И Кирни точно обладает первым.

«Подвиг Калгара» — это один из самых лёгких и динамичных романов, которые я читал по сороковнику, довольно компактное произведение, которое можно одолеть за вечер и на одном дыхании. И это точно одно из тех произведений, которое будто бы создано, чтобы по нему однажды сняли фильм. Однако есть важный момент: роман написан по образцам голливудских военно-патриотических фильмов. Он будто бы намеренно создан так, чтобы казаться пропагандистской агиткой.

Я более чем уверен, что в Империуме могло бы существовать и подобное литературное произведение, и фильм по его мотивам. Но в некоторых моментах это произведение оказывается просто невозможным, а именно в тех, когда оно соприкасается с кодексами. Оттуда Кирни взял целый кусок о том, как функционирует командное отделение Ультрамаринов и вставку с исследованием физиологии орков. И сделал это настолько явно, что помощники случайного вольного торговца при первом же вскрытии орка в своей жизни говорят, что чужаки были созданы искусственным путём. Это подаётся так легко и просто, что диву даёшься экзистенциальной выдержке этих людей.

Стремление Кирни написать историю, в которой космодесантники в целом и магистр ордена Ультрамаринов Калгар в частности должны быть максимально человечными, приводит к ещё более странным казусам. Описывая сражение личных телохранителей Марнея с орками, Кирни как бы невзначай замечает, что вряд ли в рукопашной космодесантник может победить орка. То он пишет, что Калгар помнит имена и заслуги всех людей, которых встречал, то ближе к концу ради пущего эффекта заявляет, что братьев Астартес на памяти Калгара погибло столько, что даже он уже не может припомнить всех. Эти детали вроде незначительны, но они бросаются в глаза и делают больно.

Несмотря на то, что книга посвящена сражению Калгара с орками, ни те, ни другие практически не появляются в первой трети романа. Кирни с большим старанием описывает Залатракс, пограничный мир, не затронутый атакой флота-улья Бегемот и по имперским меркам колонизированный миг назад. На этой джунглиевой планете у рубежей Пятиста миров находится лишь один город, в котором живёт всего несколько миллионов человек. Они трудятся на заводах, возводят первые шпили улья и с уверенностью смотрят в будущее.

Без преувеличения можно сказать, что губернатор Залатракса Люций Фенник ощущает себя даже более комфортно и счастливо, чем люди в последние годы Великого крестового похода. Пасторальность картины мира в «Подвиге Калгара» не то что напоминает, она превосходит размеренность жизни на Баал Солоке, которую описал Абнетт в «Братьях змея». И в этом плане роман Кирни предстаёт перед читателем как первоклассная агитка о том, как хорошо живётся в Ультрамаре, пусть и на самой его окраине.

В «Подвиге Калгара» не чувствуется того гримдарка, той обречённости, которые преследуют всех людей в сороковом тысячелетии. Здесь настолько всё хорошо, что даже не получается в достаточной мере ужаснуться нашествию орков — так велико влияние Калгара на дух простых имперцев.

После прибытия Калгара на Залатракс роман меняет своё направление и возникает ощущение, будто бы читаешь какое-то другое произведение. Персонажи-люди, раскрытию которых Кирни уделил очень много времени, уходят не то что на второй — на третий план. И это сказывается на произведении не в лучшую сторону.

При чтении романа нужно всегда держать в голове тот факт, что это произведение о столкновении доблестных Ультрамаринов с гнусными орками. Написать что-то интересное, такое, что хотелось бы обсудить, нечто, где было бы что обсуждать, помимо непрекращающегося экшена, действительно сложно. И несмотря на все мои замечания, Кирни написал максимально достойное произведение по фэндому орки/Ультрамарины для серии SMB, которое только можно пожелать.

Если вы до этого не читали ничего подобного, то вам этот роман однозначно понравится. В остальных случаях случаях всё будет зависеть от вашей любви к голливудским блокбастером и ревностному отношению к бэку в литературных произведениях по вселенной.

Экземпляр на рецензирование предоставлен издательством «Фантастика Книжный Клуб» и магазином ffan.ru.