Инквизитор Бронислав Чевак является одним из немногих людей, которые побывали в Чёрной Библиотеке Хаоса и остались после этого в живых. Его ищет Инквизиция за ересь, его хочет поймать Ариман из Тысячи Сынов, дабы узнать путь в Чёрную Библиотеку. Если это уже заинтересовало вас, то вам точно стоит прочитать «Атлас Преисподней». Однако роман Роба Сандерса интересен не только и не столько этим.

Ставшие классикой инквизиторские произведения Дэна Абнетта описывали истории людей, которые столкнулись с проявлениями Хаоса и подверглись его влиянию. Рейвенора отстранили от оперативной деятельности, а Эйзенхорн и вовсе стал радикалом-отступником.

Роб Сандерс решил отойти от этого тропа и рассказать историю об инквизиторе, который в самом начале повествования был бы радикалом-еретиком. Уже в первой главе инквизитор-отступник Раймус Клют летит сквозь Око Ужаса на корабле капера, занимающегося поиском и продажей порченых артефактов. И для него эта жизнь абсолютно нормальна.

Мотивация Клюта довольно проста: он должен найти своего учителя, Бронислава Чевака, который пропал десятки лет назад. Ради этого Раймус решился идти скользкой дорожкой. Теперь он вынужден проводить свободное время в компании демонхоста, провидицы-наркоманки и технодесантника из ордена Реликторов, который некогда отлучили за их радикальную практику. Для Империума они экскоммуникатус трайторис, а для самих себя они лоялисты, которые решили «бороться с Хаосом его же оружием».

Бронислав — очень харизматичный и «живой» персонаж, который обладает яркой (пусть и очень скоротечной) любовной линией.

Бронислав Чевак сваливается на головы главных героев как снег в середине июля. Он выпрыгивает из портала эльдаров в своём арлекинском плаще и сразу же побуждает героев действовать — вслед за Брониславом из портала лезет ртутный варп-монстр. У Бронислава нет Тардис и универсальной отвёртки, но зато есть эльдарский портал на палубе «Малескайта», карта Паутины и в буквальном смысле болезненное желание узнавать новое.

У Доктора Кто есть Далеки и Железные люди, которые являются его каноничными врагами. У Чевака есть арлекины и Тысяча Сынов во главе с Ариманом. Описываемые в романе события — не первое и не последнее противостояние Чевака с ними. Роман лишь описывает один из эпизодов этого устремлённого в бесконечность сражения.

Бронислав — неунывающий оптимист. Он редко когда сомневается и почти всегда уверен в своих силах. Даже из самой патовой ситуации он находит выход, ведь он не только очень много знает — он способен применить свои знания на практике. А вместе с этим спасти себя и своих друзей. Пока все унывают, Чевак действует, втягивая героев то в одно приключение, то в другое.

Большая часть романа — это описание путешествий между демоническими мирами. Не успевает Роб от лица Клюта описать как живут пассажиры «Маллескайта», как появляется Чевак и переносит их сначала на рынок археотеха, потом на нурглитский мир, а затем и вовсе в подземелья крепости Инквизиции. В описании этих мест Сандерс не скупится на яркие образы, рисуя невозможные места одно за другим.

Ариман в «Атласе» — один из самых нелепых и жалких героев. И он совершенно не идёт ни в какое сравнение с Ариманом из цикла Джона Френча.

Одна из самых удачных находок Роба или его редактора — разделение романа не на главы, а на акты и песни. Прямо, как в театрализованной постановке Арлекинов. Каждая «глава» начинается с того, что на «сцену» выходят действующие лица и начинают общение.

Подобным образом удаётся, пусть и не полностью, избавиться от главного недостатка романа — «выпуклости» героев на фоне статичных декораций. Сколь бы яркими и пугающими не были описания демонических миров, взаимодействие героев с окружающим пространством сводится к минимуму. Тогда как в «Касте Огня» почти каждый из главных героев «вляпался» в Федру, герои Роба очень редко вступают в контакт с окружением. Прямо как в театральной постановке: декорации отдельно, реквизит отдельно.

***

«Атлас Преисподней» вполне мог стать началом длинного книжного цикла. Для этого у Роба был весь необходимый набор инструментов: герой-авантюрист, способный путешествовать по Оку Ужаса, команда компаньонов и злейший враг, с которым можно сражаться бесконечно.

В ядре романа находится блистательная идея, которую Роб Сандерс воплотил в меру своих возможностей и знаний. Может быть, если бы эту историю писал Дембски-Боуден, Торп или Джош Рейнольдс, то она получилась бы ещё более захватывающей и комплексной. По ходу чтения части произведения придётся разложить в голове по порядку.

Но не смотря на все недостатки «Атлас Преисподней» спустя десяток лет ощущается очень свежо. Сандерс постарался написать историю о людях, которые общаются с Хаосом на «ты». Он постарался дать иной взгляд, вырваться из оков сложившихся тропов. Несмотря на все «но», у него это получилось.

Экземпляр на рецензирование предоставлен издательством «Фантастика Книжный Клуб» и магазином ffan.ru.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.