В идеальном мире каждое художественное произведение находится в информационном вакууме и является независимым не только от контекста его создания, но даже и от контекста культуры, в рамках которой оно создано. Однако мы живём в мире реальном и поэтому в произведениях ценим не только эстетическую сторону и развлекательный потенциал, но и содержательную и символическую значимость. Какие-то произведения оказываются лишь «наглядными картинками», в которых структурируются явления повседневности, какие-то, наоборот, содержат в себе жёсткую критику «сложившегося порядка вещей». И в обоих случаях авторы, пусть порой бессознательно, воспроизводят существующие модели поведения и пытаются их высмеять, обличить или даже показать, как именно они должны строиться. А мы уже как потребители вынуждены или принять эти истории бессознательно, или попытаться осмыслить их, согласиться, или, наоборот, не согласиться с авторами. Второй вариант, как вы понимаете, первостепенен тоже лишь в идеальном мире.

На данный момент вышло всего три фанзина от творческого объединения «Гротеск», и все они рассказывают о приключениях «воронежских приятелей» — человекоподобных ворон, проживающих в Воронеже. Все они — среднестатистическая российская молодёжь с присущей ей мономодальной ортодоксальностью, маскулинностью и гоп-замашками, которые вы уже давно научились считывать в клипах Ленинграда или фильмах вроде «Притяжения». Все они живут в той культуре, которую смело можно назвать «российской традиционной», но при этом они живут фактически здесь и сейчас, знают про рэп-баттлы, питерского комиксиста Пельмецкого и короткометражку о Майоре Громе. И за счёт того, что все они вороны, эти персонажи получаются ужасно карикатурными, но при этом умудряются оставаться крайне правдоподобными и «живыми». Они негодуют с того, что вороны показаны неуважительно в комиксе «Руслан победитель ворон» и даже организуют свой комик-кон, чтобы избить отомстить покарать Пельмецкого за это, а когда в ответ одного из воронежских приятелей избивает памятник Петра Великого, решают, что и он заслуживает кары. И делают они это как раз с помощью эпичного рэп-баттла!

Для меня комиксы про (и от) Воронежских приятелей являются знаковыми, ведь они рассказывают не о повседневности, понятной массам, а о российской комикс-тусовке, в жизнь которой я пусть чуть-чуть, но всё же вовлечён. Если для понимания «Творческой встречи» нужно было знать лишь про одного из работников издательства «Канильфо», а для «Каменной мести», лишь прочитать прошлый выпуск, то уже «Поваренная книга комиксиста» представляет из себя нечто вроде труда по «социологии российского комикса», приправленного отличным юмором. Фразочки а-ля «Дуй мне в клюв» — это лишь вершина айсберга, ведь чем дальше идёт история, тем больший путь проходят воронежские приятели в создании комиксов. Они открывают собственное издательство, пытаются создать свою комикс-вселенную, российского супергероя, учатся у мастеров-магнусопусовцев, ведут мастер-классы, издают серии по лицензии, зашибают BUBBLО и изобретают новый жанр — «граптический роман». Эти мини-истории высмеивают основные тренды, но почти за каждым движением и словом приятелей видны реальные события и люди. Это очень смешно ровно до того момента, пока не начинаешь осмыслять прочитанное — тут уже становится страшно за комикс-индустрию, которая вполне способна пойти «куда-то не туда» и наступить на те же грабли, на которые натыкались и западные комиксисты.

И грех бы в конце было не сказать о рисунке — он хорош. Художник Дмитрий Нестерак обладает безумно крутым стилем, отчего даже будучи чёрно-белыми комиксам удаётся выглядеть «богато» и качественно. Вороны в его представлении все как одна хороши и просто-таки притягивают взгляд.

Цифровые экземпляры зинов представлены для рецензирования издательством «Гротеск».

Материалы по теме:

«V — значит VОРОНЕЖ» Интервью со сценаристом комиксов «Воронежские приятели» Артёмом Лахиным

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.