Наблюдая за своим домашним питомцем или любым животным на улице, наверное, каждый хоть раз чувствовал себя великим исследователем или даже первооткрывателем. Почему собака довольно быстро учится открывать дверь с любой стороны, поддевая её лапой или даже нажимая на ручку? Почему предпочитает в обществе хозяина сесть не на пол, а рядом на диван? Или, как это было у меня, почему собака с невозмутимым видом могла подойти к детскому стульчику и опустить попу на него, если на диване не осталось места или если так ей удобнее в конкретный момент? И почему эта же собака, забравшись в отсутствие людей в холодильник и хорошенько его опустошив, выглядит виноватой ещё до того, как кто-то заметил результат её коварной вылазки. И множество других «почему» касательно поведения животных.

Мы часто наделяем своих питомцев человеческими чертами, стремясь как-то интерпретировать те или иные их действия или вообще приписываем себе навыки великого дрессировщика, который «научил», «добился». Хорошо. Ты научил собаку подавать тебе лапу, поощряя действие хвалой или лакомством. Но разве ты учил её, что если ты, сидя напротив, дал ей рукой по носу, она должна ответить тем же действием? Нет? Тогда почему она это сделала?

Книга «Введение в поведение» Бориса Жукова не отвечает на эти конкретные вопросы, но знакомит нас с богатым миром научных исследований в области изучения поведения животных, начиная с определения самого слова «поведение», его интерпретаций, и заканчивая описанием различных экспериментов. Автор, являясь научным журналистом, а вовсе не учёным-исследователем, не пытается оспаривать или подтверждать какие-либо гипотезы, идеи или результаты исследований прошлого, но старается донести их до читателя в более понятной и интересной форме, разбавляя изложение многочисленными примерами, описаниями самих учёных, затягивая читателя в атмосферу лёгкой непринуждённой беседы.

Так, мы ознакомимся с довольно дикими и даже комичными донаучными знаниями о поведении животных, почерпнутыми из народных поверий или охотничьих баек. Например, якобы насекомоядная птица «козодой» по ночам доит коз, ёжик носит на иголках яблоки и грибы (прощайте, детские «знания»), а ласточки впадают в зимнюю спячку, закапываясь в ил на дне моря, что, естественно, не имеет ничего общего с правдой. Затем, заглянем на пустырь к Жану Анри Фавру и вместе с ним понаблюдаем за осами, навозниками, гусеницами и личинками. Узнаем, как учёные Аллен и Беатрис Гарднер за несколько лет научили шимпанзе по имени Уошо разговаривать на языке амслен. А если вы, как и я, любите собак, то скорее всего обязательно «погорите» с их великого мучителя Ивана Павлова…

Многое из описанного в книге, конечно же, покажется знакомым. Что-то мы так или иначе проходили в школе, о чём-то читали сами. Но разрозненные и обрывочные, где-то глубокие, а где-то недостаточные знания всегда полезно и приятно расставить по полочкам, обобщить и, если угодно, пронумеровать.

Отдельной хвалы достойны многочисленные весёлые иллюстрации и остроумные заголовки, которые даже самого серьёзно настроенного читателя заставят улыбнуться и вспомнить, что книга – не строго научный труд, а лишь попытка заинтересованного человека, автора, донести до самого простого любопытного читателя результаты многолетних лабораторных и полевых исследований, споров, выводов, проб, ошибок, благодаря которым наука неумолимо приближалась к пониманию поведения животных.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.