Данный текст содержит спойлеры. Рецензию на книгу без спойлеров можно прочитать здесь.

Император умирает. Даже несмотря на то, что он прикован к Золотому Трону, питаемому от десяти тысяч псайкеров. Очень легко верить в вечность Повелителя Человечества и Империума, осознавая вес десяти тысяч прошедших лет или вообще думая, что Император был всегда. И оттого так тяжело сталкиваться с реальностью, в которой, возможно, величайшее существо в галактике, медленно, но всё же умирает.

Триггером для запуска истории «Прогнившего Трона» становится желание Лордов Терры найти способ продлить жизнь Императора. И их нельзя за это винить: пусть они и действуют из корыстных побуждений, желая сохранить свою власть и власть их наследников, они работают на общее благо Империума, ведь если погаснет Астрономикон, а из варп-разлома под дворцом полезут демоны, то что может ожидать человечество? Осмысление даже возможной смерти Повелителя Человечества — это повод для глубочайшего экзистенциального кризиса, который способен заставить даже влиятельнейших людей Империума совершать самые радикальные, самые еретические действия, о которых только можно помыслить. Собственно, это они и делают: решают привести на Тронный мир гомункула. Тёмный эльдар по прибытию, разумеется, предаёт, сбегает и начинает создавать армию изваяний, чтобы без помощи сверху добраться до Императора. И уже сам факт того, что ксенос попал на Терру заставляет испытывать героев шок.

Архитектура Терры на одном из самых ярких примеров творчества фанатов.

Прелесть «Прогнившего Трона» состоит в том, что это полноценное произведение, а не кодекс с его эклектикой в изображении описываемого мира. Крис Райт не просто рисует картинки Терры, он заставляет героев постоянно сталкиваться с ними, испытывать эмоции и реагировать на происходящее — так же, как это могли делать мы с вами, если бы оказались на Терре будущего. В первую очередь, мы видим мир глазами дознавателя Спинозы, которая впервые оказывается в центре Империума. Она знает о Терре лишь из молитв и литаний и потому видит её наивным и незамутнённым взглядом: ровно так, как и должен видеть Тронный мир верующий в сороковом тысячелетии. В противовес ей инквизитор Кроул относится к окружающей его реальности с большим прагматизмом, ведь он не просто живёт здесь около сотни лет, он сталкивается с самыми постыдными проявлениями человеческой природы в самом святом месте Империума Людей.

Эстетические завораживающее, но всё равно не самое приятное для жизни место.

Чтобы понять, почему на Терре так ужасно жить, нужно вообразить, что же стало с нашей планетой. Океаны уже давно высохли. Несколько тысяч лет назад планету перестали застраивать новыми жилыми шпилями — банально закончилось место. Сами шпили — это замкнутые сами на себе вертикальные города, за пределы которых люди могли никогда не выходить. Шпили устремлены ввысь, и только на верхних уровнях в окнах видно что-то помимо смога. Люди ютятся в небольших комнатушках и даже обладание столь малой собственностью приносит им удовлетворение — многие не обладают и этим. Но кроме того, что планета застроена ввысь, вглубь она застроена на десятки километров, и там живут люди, которые могут ни разу в своей жизни не видеть солнечного света. Огромные пустые производственные пространства дают миллионам людей существовать на протяжении десятков поколений. Несмотря на то, что некоторые люди Терры обладают богатствами, на которые можно купить целую звёздную систему, большинство населения влачит довольно жалкое существование. Бедность миллиардов особо заметна на фоне того богатства, которым обладает привилегированная верхушка. Это может восхищать, но в первую очередь это всё же пугает.

Но самым большим откровением становится путешествие инквизитора Коула в Императорский Дворец. Прочтение этого фрагмента может доставить особое удовольствие тем, кто следит за «Ересью Хоруса» и знаком с устройством дворца в 31 тысячелетии. Дорн возводил свои фортификации так, чтобы в дальнейшем от них можно было избавиться. Но от них не только не избавились — некоторые разрушенные участки даже не стали ремонтировать, создав вокруг них культ святости. Люди поколениями работают над тем, чтобы сохранить рокритовые выбоины от дропподов предателей, что остались после Осады. Дворец стал ещё более обособленным, государством в государстве, замкнутым миром, в который почти невозможно попасть. Под землёй же, там, где лаборатория Императора стала его склепом, ведётся неустанная работа по поддержанию функционирования Золотого Трона. Пыль тысячелетий покрывает кабели метровой толщины, некоторые из которых лежат здесь со времён «Ереси». И фрески, созданные некогда, чтобы подчеркнуть величие эпохи, до сих пор целы. На одной из них изображены все 20 примархов в своём великолепии, и человеку, не посвященному в тайны Империума, они способны показаться ересью. Но даже и то, что находится на поверхности способно поразить взгляд. В одной из сцен герои преследуют гомункула через старый, тысячелетия назад покинутый людьми город, находящийся на территории Дворца. Это лишь один из участков, о котором забыли, но который всё также стоит спустя тысячи лет. И таких мест бессчётное множество, и даже в каких-то из них до сих пор живут люди, незамечаемые имперской бюрократической машиной.

Взаимодействие людей с государством вообще является одной из главных тем произведения: в центре повествования оказывается несанкционированный Экклезиархией культ, созданный дезертировавшим гвардейцем с целью объединения людей и дальнейшего противостояния армии подопытных тёмного эльдара. То, что этот опасный ксенос находится на Терре, знали единицы. И они охотились за ним, но делали это скрытно, не афишируя этого и уж точно не думая о том, что люди сотнями мрут где-то на нижних уровнях. В этом гротескно скроенном мире смерть миллиардов — это пшик, что уж говорить о жизнях сотен. Но самим этим людям было не наплевать на свои жизни и жизни тех, кто был им дорог. Беглый гвардеец создал армию простых работяг, но создал её так, как её было создать легче всего: с помощью веры в форме культа. Ну а чего ещё можно было ожидать от людей, центром мироздания которых был Император? Когда же дознаватель Спиноза нашла их, то обвинила в ереси. Когда она поняла, зачем культ был создан и почему ополчение было организовано в такой форме, она всё равно обвинила людей в ереси. С её точки зрения у них не было никакого права на объединение. Сам факт объединения не под началом действующих представителей имперской власти — уже является предательством. Может быть лишь одна власть — государственная — и никакой больше. И мне это видится одним из самых ужасающих проявлений Империума. Не менее пугающим, чем все остальные.

Экземпляр на рецензирование предоставлен издательством «Фантастика Книжный Клуб» и магазином ffan.ru.