Терра не часто становится местом действия романов по сороковнику и, возможно, именно поэтому все истории, которые рассказывают о событиях, разворачивающихся в самом сердце Империума человечества, так сильно приковывают к себе взгляды фанатов. «Это Терра,» — подобная фраза может служить ответом почти на любой вопрос о том, почему Тронный мир устроен именно так, а не иначе. До пробуждения Жиллимана осталось совсем немного, и Крис Райт даёт нам взглянуть на Терру до того, как статус-кво в галактике в очередной раз изменился.

Дознаватель Люче Спиноза прибывает на Терру. Она здесь впервые и, как истинно верующий человек, испытывает очень сильный душевный подъём. Инквизитор, к которому она была приписана, недавно погиб во время очередной операции, и теперь её наставником становится Эразм Кроул, угрюмый и замкнутый человек. Через неделю начнётся празднество Сангвинала, в подулье совершаются кровожадные ритуальные убийства, а арбитры и инквизиторы ничего не могут с этим поделать. Что-то грядет, и Люче и Эразму точно придётся столкнуться с этим лицом к лицу.

Если бы мне выдалась возможность оказаться на Терре сорок первого тысячелетия, я бы отказался от неё: несмотря на то, что это мир, в котором человечество добилось небывалых успехов в техническом развитии и в галактической экспансии, для среднестатистического человека это место скорее напоминает ад. Люди живут в шпилях, каждый из которых — самостоятельный и замкнутый на себе мир, воздух отравлен ядовитыми испарениями и опасен для обычного человека, и лишь жители верхних уровней могут видеть из своих окон что-то помимо непроглядного смога. На нулевом уровне грунт уже давно не пригоден для растений, водоёмов нет уже десятки тысяч лет, как нет и ни одного незастроенного клочка земли. Миллиарды рабочих уже несколько тысяч лет лишь обслуживают существующие здания, а не возводят новые. Эти люди вынуждены ютиться в жилых помещениях, площадь которых в лучшем случае будет достигать нескольких квадратных метров. Человечество заселило не только поверхность, но и глубины планеты, города уходят корнями на десятки километров вниз, и только Император ведает, что происходит на этих уровнях. Целые города скрыты от глаз Лордов Терры. Там живут крысы, плесень и люди. Они умудряются выживать даже в самых ужасающих воображение условиях.

Не самое уютное место для жизни.

Терра в «Прогнившем Троне» точно такое же действующее лицо, как и главные герои. Она слишком величественна, слишком огромна и ужасающа, чтобы оставаться лишь фоном для действий главных героев. Я, как и любой читатель, лишь в общих чертах могу представить себе этот мир. Райт же, как человек, буквально создающий его своим словом, наделяет его деталями, о которых я мог только догадываться. Действие романа охватывает не так уж много, но этого хватает, чтобы сформировать более глубокое представление о Терре. И, не буду лукавить, динамичный сюжет будет отвлекать от созерцания нашей планеты в мире мрачного далёкого будущего.

Крис Райт переворачивает классическую концепцию «старый придерживающийся правил коп + молодой энергичный полицейский, который не желает соблюдать формальности» и рассказывает историю о прожжённом опытом Кроуле и фанатичной Спинозе, которая ломается от каждой встречи с реальностью Терры. Прямолинейность характера мешает ей быть гибкой, играть в поддавки и крутиться в самом величественном змеином клубке в галактике. У Райта получился прекрасный шпионский детектив, но постоянное желание узнать, что будет дальше, вполне возможно, не даст вам насладиться Террой, так что готовьтесь через полгодика перечитать книгу, дабы охватить взглядом то, что скорее всего пронеслось мимо вас.

Сервочереп Горгий, один из второстепенных героев романа, обладает неким подобием самосознания и говорит на смеси высокого и низкого готика. Экспрессивные фразы низкого готика переведены на русский, но высокий готик — псевдолатынь — остаётся просто транслитированным, так что будьте готовы время от времени залезать в переводчик, если у вас плохо с знанием романо-германской языковой семьи.

Прелесть «Прогнившего трона» состоит в том, что он прокладывает очередной мостик между «Ересью» и сороковником. Вот здесь герои видят стометровые (это ширина, высота ещё больше) адамантиевые стены Дворца, построенные по приказу Дорна. Здесь Спиноза задаётся вопросом: «Почему Император создал всего лишь 9 примархов?» А чуть позже Кроул вообще окажется в Императорском Дворце и прочувствует, какой мощной пси-энергетикой лоснится воздух, почувствует мощь запертых внизу сил и даже окажется поодаль от трона. И вас точно заденет одна из финальных сцен, о содержании которой догадывается любой из фанатов вселенной, за какую бы сторону он ни болел: лоялистов или Хаос.

«Прогнивший Трон» — это произведение, написанное истинным фанатом вселенной для точно таких же фанатов. Если вам нравится этот сеттинг, то вы однозначно будете в восторге. Если вы ловили каждое слово про Терру в «Волчьих Клинках» Кинга, то этот роман станет одним из ваших любимых по вселенной. Если вас просто привлекает мир, то здесь вы найдёте очень много информации к размышлению.

Экземпляр на рецензирование предоставлен издательством «Фантастика Книжный Клуб» и магазином ffan.ru.