Не так давно мы писали про комиксы по Вархаммеру, которые начали выходить в России. Но это были комиксы по сороковнику, сеттингу, в котором можно рассказывать, по сути, любые истории, лишь бы они вписывались в бэк и не ломали канон. В случае с основным для Black Library циклом «Ересь Хоруса» такое провернуть сложнее: все произведения должны укладываться в общее видение истории и иметь связь с другими сюжетными линиями. И единожды в BL решили рискнуть и сделать комикс по «Ереси».

Если при чтении романа «Не ведая страха» вы решили, что Кор Фаэрон уж как-то слишком неожиданно исчез из романа, вам не показалось: его сюжетная арка осталась «за кадром» для того, чтобы эту историю можно было рассказать в формате комикса. Жиллиман вырывает сердце Кору, его прислужники уносят тело Тёмного Апостола и возвращаются к себе на «Инфидус Император». Жиллиман отдаёт приказ Марию Гейджу и флагман Ультрамаринов отправляется в погоню за флагманом Несущих Слово, дабы не дать им скрыться. После отчаянного абордажа и неожиданного призыва демонов «Инфидус Император» прыгает в варп, а следом за ними, рискуя всем, отправляет свой корабль командир «Чести Макрагга».

Треть комикса занимает часть сценария с набросками Нила. И они как нельзя лучше показывают, почему лица персонажей так меметичны и излишне эмоциональны — стиль Робертса иначе как гротескным и карикатурным назвать нельзя. А уж как он рисует корабли в черновиках!

Сразу же стоит понимать, что эта история вне комикса может претендовать разве что на статус рассказа, да и то такого, который наполнен «от» и «до» экшеном. И потому она как нельзя лучше подходит для визуализации Нилом Робертсом, автором всех обложек (за исключением одной — «Лживых богов») серии «Ересь Хоруса», чей узнаваемый стиль уже давно стал фишкой цикла. Но одно дело тратить по месяцу на одно изображение, тщательно работая над постановкой кадра и моделями каждого из персонажей, и совсем другое — создавать панели для комикса в гораздо больших количествах. И поэтому довольно верным решением было не запускать серию комиксов на несколько номеров, а дать возможность Робертсу сделать весь комикс ваншотом, чем изначально застраховать комикс от того, что первые страницы будут выглядеть хуже чем последние, ибо при работе в формате онгоинга такое вполне можно было бы ожидать.

Из подобных сцен и состоит комикс. Ты думаешь о том, что круче быть уже не может, а оно становится ещё эпичнее. Все развороты с космическими боями — это нечто запредельно крутое. Подобного в таком количестве не увидишь нигде.

Отношение к комиксу «Честь Макрагга» выстраивается в первую очередь на основании того, насколько вы приемлите CG-графику в комиксах и насколько обожаете работы Нила. Если вы действительно любите их (включая обложки первых романов), то визуально комикс вам однозначно понравится, без каких-либо «но». Однако если плохой CG способен задеть ваше чувство прекрасного, то готовьтесь, что порой вас будет корежить: сколь бы искусно Робертс не крутил объекты для компоновки эстетичного кадра, ему не всегда удавалось сделать это хорошо. Может ему просто не хватило времени, может у него просто не было достаточного навыка, но варп во второй половине комикса получился не самым лучшим (тогда как финальный кадр с Оком Ужаса Нил сделал очень качественно). Может сказывается то, что завихрения не-пространства мы привыкли видеть в работах Бланше и всех тех, кто им вдохновлялся, а может быть просто 3D-модели не всегда удавалось достаточно детализировать, чтобы они выглядели более «живыми». Точно так же можно придраться и к мимике героев, с которой у Нила давняя борьба — разношёрстные модели космодесантников у него получаются на порядок лучше. Можно придраться и к тому, что не все батальные сцены получились достаточно проработанными, но, чёрт возьми, так ли это важно когда в целом комикс удивляет и поражает?

Порой варп в комиксе предстаёт в таком виде, а порой Нил умудряется прыгнуть даже выше собственной головы — финальная страница комикса потрясающая.

Я физически нуждаюсь в визуализации эпического размаха Вархаммера, и «Честь Макрагга» прекрасно справляется с удовлетворением этой потребности, даже лучше чем «Образы Ереси». Когда ты не просто осознаешь, а видишь, как перед тобой, словно тараканы на кухню, через пусковые шахты на вражеский корабль проникают контемпторы, это как нельзя лучше позволяет осмыслить масштаб событий. Этот комикс даёт ровно то, что ты от него ожидаешь, и потому очень грустно, что больше по «Ереси» комиксов не выходило. Информации о том, почему так произошло, нигде нет, так что остаётся лишь спекулировать о причинах, почему BL отказались от этой идеи. На мой взгляд, произведения, сопоставимые по масштабу с «Честью Макрагга», отнимают слишком много сил и времени у Робертса, которому и без того хватает работы. Чтение «Чести Макрагга» — это удивительный опыт, который я бы советовал пережить каждому, кто любит «Ересь», ведь ничего подобного в ближайшей перспективе просто не ожидается.

Экземпляр на рецензирование предоставлен издательством «Фантастика Книжный Клуб» и магазином ffan.ru.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.