Повесть о настоящем времени. Мнение о повести Дэвида Аннандейла «Лемартес»

У Кровавых Ангелов есть два порока. Первый из них — Кровавая Жажда — был с ними с самого начала. Второй — Чёрная Ярость — достался им в качестве наследия Ереси Хоруса.

Первый превращает их в вампиров, жаждущих крови и врагов, и союзников. Второй отправляет их сознания в 31-е тысячелетие и заставляет переживать Осаду Терры, покуда их тела продолжают существовать в настоящем времени.

От первого порока спасение есть, от второго — нет. И пример Мефистона, библиария Ордена, сложно назвать даже исключением из общего правила, ведь сами Кровавые Ангелы не уверены, кто именно вернулся к ним в теле брата Каллистария.

Провалившись в бездну Чёрной Ярости однажды, обратного пути уже никогда не найти. Как бы некоторые ни верили в обратное.

Капеллан Лемартес — единственный, кто способен хоть на время возвращаться в настоящее. Вся его жизнь — это борьба с предателями. В прошлом. В будущем. В настоящем. И эта повесть, лишь одна из множества историй, в которых Лемартес вынужден балансировать меж двух сражений.

В шахтах одной из лун планеты Флегетон происходит катастрофа. Смерть сотен тысяч рабочих могла стать ещё одним из множества инцидентов, происходящих каждый день в подконтрольных Империуму мирах. Но не стала. Кровавый бог обращает свой взор на Флегетон, и единственный спасённый шахтёр становится Кровавым пророком. За считанные дни он повергает жителей планеты в омут ярости, превращает обычных граждан в берсерков, готовых голыми руками разрывать хоть сухожилия таких же как они еретиков, хоть броню лояльных космодесантников.

Червёртой роте Кровавых Ангелов и преданным ей бойцам Роты Смерти выпадает задача остановить смуту и уничтожить Кровавого пророка. На их стороне оказываются мордианские танковые подразделения Железной Гвардии. На стороне Извечного Врага — некогда лояльный орден Волков Императора, а ныне боевая банда Кровавых Учеников.

Начинается сражение за Флегетон.

В один из моментов Красная Жажда застилает глаза Кровавых Ангелов, и они нападают на Железную Гвардию, слишком близко подошедшую к ним. Лемартес объясняет нападение на своих тем, что ЖГ ослушалась приказа и понесла наказание. И их полковник принимает это объяснение.

Повесть «Лемартес» можно читать двумя способами: или от начала и до конца, или одни лишь отрывки, написанные от лица Лемартеса, игнорируя все экспозиционные вставки. Оба варианта имеют свои плюсы и минусы, но чтобы проникнуться повестью имеет смысл сначала изучить историю с точки зрения Лемартеса.

Со стороны очень тяжело представить, каково жить без чёткой связи с окружающим бытием, словно бы страдая от особой формы шизофрении. Ощущать, как реальность постоянно сменяют картинки осады Терры, а иногда всплывать на поверхность в «настоящее», жадно хватая информацию о том, что происходит в физической реальности с твоим телом.

Это жизнь, которая проходит в постоянном сражении: с врагами Империума и с самим собой, с необходимостью постоянно удерживать в памяти то, что на самом деле происходит в реальности.

Для Лемартеса нет прошлого, ведь оно является для него настоящим. И нет будущего, ведь оно тоже является настоящим. Есть лишь настоящее, постоянное «сейчас», картинки которого сменяются как в калейдоскопе. Восприятие реальности для капеллана фрагментарно, иногда настолько, что один слой реальности накладывается на другой и создаёт сюрреалистичные картины, которым нельзя верить.

Эклектика в описании сражений в «Лемартесе» вряд ли придётся вам по душе, если вы привыкли к тому, как описывает битвы Абнетт, Дембски-Боуден или Фехервари.

С другой стороны, книгу можно читать от начала и до конца, не упуская из виду ни одного кусочка в мозаике битвы за Флегетон. Часть повествования ведётся от сангвинарного жреца Корбулона, часть от капитана 4-й роты, часть от Хеврака, предводителя Кровавых Учеников, а часть и вовсе от полковника Железной Гвардии. В этих описаниях проступает главная проблема повести и всех циклов, посвящённых конкретным битвам: описание в литературной форме сражений, которые вполне могли произойти на столе одного из игроков в настолку. И попытки Аннандейла соответствовать стилю рассказа от лица Лемартеса не особо сглаживают ограничения такого подхода к описанию баталий.

Точно так же надо быть готовым к тому, что в повести вас поджидает огромный объект, который заметен даже из космоса. В этот раз Аннандейл введёт в повествование огромный кровавый смерч, который будет негативно влиять на всех имперцев.

К моменту десантирования Кровавых Ангелов все жители Флегетона уже погрузятся в пучины гнева, будут накатывать лишь волнами и с одинаковым энтузиазмом рвать друг друга и лоялистов в клочья. В огромного зомби-червя, как это было в романе «Гибель Антагониса», они не соберутся, но градус трэшовости будет высок — в ходе повести условия боя не раз изменятся, заставив имперцев адаптировать свою тактику.

Кровавые Ангелы, разумеется, победят. Но важным будет, почему именно они победят. Воплотившийся демон некогда предал Кхорна и до сих пор испытывает вину за содеянное. А Чёрная Ярость — это воплощение мести за предательство. Лемартес и Рота Смерти развоплощают демона на смысловом уровне, одной лишь меметикой.

Если вы ожидаете, что в конце Железных Гвардейцев отдадут в руки Инквизиции из-за опасности заражения, то будете разочарованы (впрочем, по итогам боя казнить всё равно уже некого). До этого они преспокойно сражались с нурглитами и были отправлены в следующее сражение. «Лемартес» — не самое реалистичное описание функционирования мира сороковника, которое обладает теми же проблемами, что «Крестовый поход Махариуса».

«Лемартес» — это, в первую очередь, история о капеллане Кровавых Ангелов. И всё, что касается его мироощущения, описано просто отлично. Всё остальное — не более чем контекст, описание условий, в которых призван сражаться Лемартес. И если начать читать с отрывков, описанных от его имени, то вы получите ни с чем не сравнимый опыт и максимальное удовольствие от произведения.

Экземпляр на рецензирование предоставлен издательством «Фантастика Книжный Клуб» и магазином ffan.ru.