Данный материал является переводом интервью Space Marine! And an Interview with a Legend.

Перевод: Разах

Редактура: Str0chan

Йен Уотсон — легендарный британский писатель-фантаст. Как вам наверняка известно, Йен Уотсон сотрудничал с Games Workshop еще в самом начале ее деятельности, решив, что невероятно эпичные миры Warhammer заслуживают своих собственных романов. Романы Йена, такие как «Инквизиторы космоса», «Драко», «Арлекин» и «Миссия инквизитора», сами по себе отличные истории, также продавались достаточно успешно, чтобы стимулировать начало выпуска книг по этим вселенным. Они радуют нас и сегодня благодаря Black Library, создающей превосходные и разнообразные фантастические истории о наших любимых мирах.

Привет, Йен, и спасибо, что согласились ответить на несколько вопросов. Во-первых, «Инквизиторы космоса» и трилогия Inquisition, начавшаяся с Драко, были первыми «настоящими» романами во вселенной Warhammer 40k. Я знаю, что случилось это не вчера, но скажите, сильно ли Games Workshop навязывало свою позицию в то время, или вам предоставили полную свободу в смысле творческой работы с сеттингом?

Четверть века назад Большой Шишкой [в GW] был Брайан Анселл, управляющий директор / владелец GW, который хотел читать «настоящие» романы «настоящих» романистов, созданные по мотивам его любимого Warhammer. В качестве посредника Брайан нанял Дэвида Прингла, редактора ведущего британского НФ-журнала Interzone, руководившего из Брайтона книжным отделом GW.

Дэвид, в свою очередь, набрал полдюжины авторов, которые регулярно писали рассказы в Interzone, но от вселенной Warhammer 40к они держались подальше. Поэтому мне пришлось читать «Вольного торговца» и многие другие энциклопедические публикации, которые штаб-квартира в Ноттингеме отправила мне, в том числе распечатки незавершенных работ, таких как руководство по Некромунде, и многое другое. Брайан Анселл прислал мне довольно длинное письмо, любовно и подробно описав звуки, которые должно издавать оружие 40К. Так он готовил меня к созданию боевыx сцен.

Насколько я помню (но учтите, я не ручаюсь за свою память!), мне вообще не давали никаких инструкций относительно сюжета или персонажей, и я просто придумал историю в тех рамках, которые я знал о вселенной 40К. Я совершил тур по вселенной 40K, но через несколько лет геймдизайнеры GW решили, что они не одобряют такой широкий подход, предпочитая ему романы с единством места и действия, рассказывающие о событиях на одной конкретной планете. (Конечно, они больше совместимы с играми.)

Вы напомнили мне, что в определенный период эти книги не признавали ни Games Workshop, ни Black Library. Вас радует, что они снова доступны для покупки через Black Library, учитывая, что многие люди именно с них начали знакомство с художественной литературой по Warhammer?

Возможно, это единственный случай того, как проверенные «нормселлеры» (из скромности не скажу «бестселлеры») саботирует иx собственный издатель. (На самом деле, наверное, не единственный!) Вот пример: (и я наливаю еще один бокал красного вина, чтобы развязать язык)… Выбранный GW издатель Boxtree отважно решился выпустить моего «Арлекина» (т.е. «Драко» №2) как первую красивую, хотя и несколько дорогую книгу в большой твердом переплете «коллекционного издания», и отправил пару сотен экземпляров на Игровой день в Бирмингеме, куда мне предстояло явиться для автографов. Когда я прибыл в Бирмингем, мистер Икс из GW, поxоже, удивился этой инициативе с твердым переплетом.

Несмотря на цену (15,99 фунта в 1994 году) продажи вышли шикарными. Через два часа г-н Икс пришел ко мне, и я с восxищением сообщил: «Всё разобрали!» Я думал, г-н Икс обрадуется, но он произнёс только: «О, правда?». И поспешил прочь. На следующий день GW запретил выставлять «Арлекина» во всех магазинах Games Workshop по всей Великобритании под предлогом того, что книга слишком велика для их полок. Вскоре я понял, что роман воспринимают как конкурента для картонных коробок, в которых есть несколько кусочков пластика (то есть игр), с ценником около 30 фунтов. То есть прибыль от них намного выше.

Несколько дней спустя В.Х. Смит запретил книги GW на полках в любых городах, где уже имелась лавочка Games Workshop. Теперь перед моими книгами поставили двойной шлагбаум – в магазинах, где их уже запретили по другой причине!

Ладно, «Черная библиотека» все же пыталась поддержать меня, xотя разработчики игр не любили мои книги из-за того, что они получились слишком всеобъемлющими. Кроме того, через несколько лет романы уже не отражали точно мир 40К, который дизайнеры постоянно изменяли. Так или иначе, трилогия «Война инквизиции» все же появилась, и «Инквизиторам космоса» наконец-то разрешили вернуться в качестве дорогостоящего продукта для печати по запросу, который никогда не будет продаваться в магазинах, а только через веб-сайт GW. К тому времени, когда это произошло, рваные копии оригинальной книги «Инквизиторы космоса» в мягкой обложке иногда уходили на eBay за сотню фунтов. Может, это и лестно для автора, но явно разочаровывает в финансовом отношении. Лучше 7,5% роялти от 5 фунтов, чем ноль роялти от 100 фунтов…

Кажется, что некоторые отрывки книг, в частности «Инквизиторы космоса», были написаны намеренно насмешливо — это умышленно с вашей стороны, или просто как-то это получилось? Только не держите язык за зубами…)

«Язык за зубами»? Могучий подвижный речевой орган за стенкой из сменных эмалевых образований? Просите меня поработать языком? Это провокация, сэр?

Хорошо, кое-какой подтекст возник у меня в воображении сам по себе (честное скаутское!), когда я писал «Инквизиторов космоса». Романам нужны персонажи, наделенные какой-то индивидуальностью. Как наполнить миниатюру Citadel, идентичную сотне других, индивидуальностью? Трудно! Вероятно, космодесантники в «реальности» биологически нейтральны. На самом деле, я не могу вспомнить, и я понятия не имею, изучалась ли эта тема в других местах и временах. Но, воображая жизнь в монастыре, я не могу не представить, что возникают определенные побуждения, даже если либидо куда-то сублимируется, как выразился бы Фрейд. И это если предположить, что «морячки» вообще сохраняют какое-либо либидо после их напряженного телесного перерождения в сверхчеловеков.

Штаб-квартира GW в Ноттингеме действительно заявила, что мне нужно будет переписать «сомнительные» отрывки «Инквизиторов космоса», но в тот самый момент GW Books в Брайтоне прекратили работу, и прошло целых 9 месяцев, пока штаб-квартира GW соединилась с медиа-упаковщиком Boxtree, базирующимся в Лондоне, и заключила с ним контракт на выпуск худлита BL.

Тем временем в Ноттингеме забыли о том, что мне нужно переработать фрагменты «Инквизиторов», а я не видел причин напоминать кому-либо, поскольку эти кусочки мне особенно нравились. Следовательно, Boxtree опубликовал «Инквизиторов космоса» в том самом виде, как получили их из Ноттингема, без изменений. Следовательно, книга разошлась полным тиражом, но затем её десять лет «держали на морозе», а не перепечатывали. Благодаря моим регулярным юмористическим намекам, «Черная библиотека» наконец-то выпустила издание с печатью по запросу, с внушительным ценником, не предназначенное для продажи в каких-либо магазинах GW. Ведь там оно может совратить молодёжь (или полки окажутся неподходящего размера).

Хотели бы вы еще что-нибудь написать для Black Library или Games Workshop, или этот корабль уже уплыл?

Я уже давно вышел из того состояния безумия, в котором задумывал свои четыре романа по 40К, но, опять же, в то время мне дали полную свободу действий, и я сильно сомневаюсь, что сегодня получится то же самое.

Тем не менее, ЭКСКЛЮ3ИВНО ДЛЯ ВАШЕГО САЙТА!!! Я только что заглянул в свою копию трилогии «Война инквизиции» за 2009 год и обнаружил написанный мной кусок бумаги под названием «INQ 4», который должен содержать примечания для возможного продолжения «Миссии инквизитора». «M’L беременна», — написано в первую очередь на бумажке. М’L – Ме’Линди, моя героиня-ассасин. Это что же, отсылка к Рипли из Чужого?.. Нет-нет, теперь вспомнил! Ме’Линди будет беременна от инквизитора Джака с того момента, когда они истово совокуплялись на борту «Tormentum Malorum». Далее… Ага! «Ребенка Джака похитили тираниды; Джак связывается с Разумом улья». И затем: «Гримм спасает» и «Лекс и Имперские Кулаки, снова». О, я вижу, к чему все идет. И наконец: «Геност = Гностический + Гены» (а это о чем?).

Обожечки, полная сюжетная линия! Включая героическое спасение Гриммом-скватом, которого тупоумные вандалы-редакторы превратили в банального «Грилла-техножреца» для перепечатки моего рассказа 40K «Искаженные звезды» только потому, что тираниды съели всех скватов после моих романов.

Нет, нет, я не должен даже задумываться о продолжении. Геймдизайнеры-техножрецы всё испортят.

Сообщество на нашем форуме состоит из многих авторов-любителей. Есть ли у вас какие-либо советы для начинающих?

Читайте много! Не только художественную литературу, в области которой фокусируются ваши таланты, но и научные материалы. Астрономия, биология, история. Не подражайте обожаемым вами печатающимся авторам. Попытайтесь расширить кругозор, стремиться к оригинальности, к собственному уникальному стилю. Не расстраивайтесь из-за отказов и старайтесь дальше. Если [вашу историю] приняли в печать, не почивайте на лаврах; до публикации, будь то на бумаге или в электронном виде, может пройти два года – так что продолжайте писать.

После того, как вы создадите нечто, кажущееся вам хорошим, подождите неделю-другую, а затем прочитайте еще раз, прежде чем показывать это кому-либо еще. И никогда не посылайте что-либо непрочитанное вами другому человеку.

О, и не стоит впадать в истерики. Это контрпродуктивно.

Я знаю, что ваша писательская карьера после «Инквизиторов космоса» развивалась довольно разнообразно: вы работали над всем подряд, от сценариев до эротики. А чем занимаетесь сейчас?

Вместе с моим другом-коллегой Энди Уэстом я пересматриваю наш «Чумной роман», «Воды судьбы», который первоначально появился несколько лет назад в виде трех электронных книг, выпущенныx Palabaristas SL. Это издательство, созданное моей женой, Кристиной Макиа – переводчиком Игры престолов, автором кулинарных книг, матерью драконов.

Мы отозвали электронки из-за того, что в следующем году NewCon Press в Великобритании выпускает пересмотренные версии в твердом и мягком переплете, хотя веб-сайт романа по-прежнему находится по адресу http://www.watersofdestiny.com/. «Воды Судьбы» (приблизительно 200 000 слов) рассказывают о том, как фанатичный и гениальный доктор-араб XII столетия, финансируемый ассасинами Аламута, и в соответствии с мышлением и медицинскими технологиями того времени, смог выделить источник эпидемий Черной Смерти и сохранил то, что он получил, с ужасными последствиями для настоящего времени. Смертельной болезнью, которая разоряла Европу в средние века, была вирусная геморрагическая лихорадка (вроде Эболы) с очень высокой смертностью, передававшаяся от одного человека к другому, а не бубонная чума, распространяемая крысиными блохами. История запутана, потому что вспышки геморрагической лихорадки и бубонной чумы могли происходить одновременно. Средневековье было довольно мерзким, как Некромунда.

Цитата из романа «Инквизиторы космоса».

Кстати говоря, прежде чем я начал писать «Инквизитора» (т.е. «Драко»), Брайан Анселл велел мне прочесть «Далекое зеркало: Бедственный четырнадцатый век» историка Барбары Тухман. Если у вас кончается художественная литература «Black Library», «Далекое зеркало» — хорошая замена. Как бы то ни было, Черная Смерть скрылась в своей резервации (возможно, на юге Эфиопии). Если эта истинная Черная Смерть — с ее длительным периодом заражения — вновь возникнет в нашем современном мире, с возможностью практически мгновенно перемещаться воздушным транспортом, то начнется ужасная глобальная пандемия. «Воды Судьбы» об этом, а также о религиозном фанатизме, как исламском, так и христианском.

Я работал с напарником, потому что ни один из нас не мог справиться самостоятельно. Количество материала, которое нам требовалось узнать, только возрастало и возрастало.

Кроме того, я продолжаю трудиться над продолжением своей «космовременной оперы» под названием «Мозг извне», опубликованной PS Publishing в 2016 году. Мне следовало написать гораздо больше, но мы с Кристиной совместно организовали Barcelona Eurocon (ноябрь 2017 г.), на что потратили колоссальные силы. И без всякой оплаты, если кто-то думает, что мы получили прибыль… ну, если не считать удовлетворения от того, что мы порадовали сотни людей. А затем начало происходить всякое: мероприятие в Барселоне, посвященное художественной литературе об изменении климата; мероприятие, посвященное Франкенштейну в Эль-Эскориале недалеко от Мадрида… Требовалось время, чтобы к ним подготовиться. Кроме того, у меня есть заметки для полдюжины рассказов, к которым я хочу добраться. На самом деле я пишу не очень быстро и многое переписываю. Я даже читаю не очень быстро… так что кто я такой, чтобы советовать много читать!

Ещё больше текстов о книгах Warhammer в моём телеграмм-канале.