Несмотря на то, что издательство Black Library существует лишь 20 лет, история литературного Вархаммера уходит в прошлое заметно глубже: на целую декаду. Ещё до того момента, как книги стали выходить десятками в год, вселенная уже могла похвастаться как рассказами по мотивам, так и полноценными романами от Йена Уотсона, в определённом смысле, первопроходца литературной вахаммы. В 1990-ом из-под его пера вышел Draco (на тот момент — «Инквизитор»), первый роман его инквизиторской трилогии. В 1993-м — Space Marine, который в России вышел спустя 4 года с заголовком «Инквизиторы космоса».
Спустя два десятка лет «Инквизиторы» почти что забыты сообществом, их не рекомендуют новичкам (и это правильно), а те, кто вошли в хобби (пусть только и ради литературы), редко ставят целью читать Уотсона: и без того книг, выходящих по полсотни за год, достаточно. Но если вы действительно любите эту вселенную, то у вас нет никакого морального права упускать этот роман.
Как и многие «ознакомительные произведения» (или по простому рекламные буклеты) основная задача «Инквизиторов» — показать как можно больше достопримечательностей вселенной. История в подобных произведениях — логически выверенный экскурсионный маршрут, по которому вы будете идти за ручку с главными героями. Конечно, до определённой степени почти любая история о сороковнике — это произведение-путеводитель, ибо так или иначе они все нацелены и на объяснение новым читателям основных законов функционирования этого мира и жизни определённых фракций, но даже среди общей массы легко найти произведения, ознакомительная функция которых выходит на передний план. Но каждый подобный роман — это производное от той редакции кодекса, на которой он основывается, производное от того бэк-контроля, который определяет характер произведения. И потому спустя годы некоторые романы ощущаются устаревшими. Но если «Космический Волк» Кинга — это уже наша эпоха и третья редакция, во многих вещах близкая читателю, то «Инквизиторы» — производная от первой редакции, настоящий реликт давно минувшей эпохи как в плане бэка, так и в плане редакторского контроля.
Главные рок-звёзды 40,000
Во времена Warhammer Adventures и общего снижения уровня гримдарковости (хотя эти утверждения довольно спорны) выход «Инквизиторов» в том виде, в котором они существуют, вряд ли был бы возможен. Сейчас авторам прямо запрещают лишь детально описывать секс, но в сложившейся литературной традиции уже возникли правила самоцензуры авторов и определённые языковые шаблоны описания явлений внутри вселенной. И именно это отличает произведения Уотсона от большинства того, что пишется сейчас: он был новатором, первопроходцем этой вселенной и в силу собственных умений пытался живо описать то, что уже было придумано и то, что только предстояло придумать. В третьем акте романа главные герои отправляются на разведку внутрь корабля тиранидов, и Уотсон с максимальным вовлечением описывает физиологичность ксеносов — описывает сфинктеры входных отверстий, тугое проникновение десантных капсул в них.
И от некоторых использованных Уотсоном образов Вархаммер никогда уже не отмоется.
Всё остальное время он тоже по мере возможности пишет, обращая внимание на физиологические особенности живых существ: еретики обмазываются фекалиями космодесантников и из-за этого у них на руках вырастают глаза, неофиты бегают голыми и клеймят свои огузки, пердят друг другу в лица и с чавканьем поедают мозги механикусов. Что-то из этого вы не прочитаете больше ни в одной книге по вселенной, какие-то описательные моменты станут обыденными, но именно «Инквизиторы» отличаются обилием физиологизма, такой концентрацией отвратительных деталей, которой нет больше ни у кого. Ближе всего к подобному подходил Макнилл, влияние Йена на которого очень заметно, но такой жести и в таком количестве не было даже у него.
Помимо того, что произведение очень сильно отличается от привычных нам эстетически, в определённых моментах оно может рассказать и о том, каков был мир на уровне первой редакции: второй акт всецело посвящен скватам (местному аналогу дворфов), а в третьем тираниды пытаются вести переговоры с космодесантниками. Планета скватов чуть позже будет уничтожена вместо со всеми её представителями, а тираниды больше никогда не будут руководствоваться идеологическими мотивами в своём бесконечном потреблении биомассы, пусть генокрады чуть позже и начнут создавать свои культы, чтобы готовить планеты к скорому пришествию кораблей-маток.
Перед прочтением романа стоит полистать старые кодексы, чтобы вдохновится атмосферой раннего сороковника.
Я целенаправленно не останавливаюсь на пересказе сюжета произведения, ведь он служит лишь проводником для экскурсии читателя по миру. Роман повествует о трёх подростках с Некромунды, которых вербуют Имперские Кулаки и которые успешно становятся космодесантниками. И эта история работает — что читатель, что герои мало знают о мире, а значит идентичность между ними создаётся без особых проблем. Всё остальное — это мелкие детали, которые и создают удивительный и самобытный мир сороковника. Уотсон вкладывает очень много усилий в то, чтобы каждая деталь воспринималась эмоционально, описывает такие ситуации, при чтении которых нельзя остаться равнодушным. Зачастую это переходит в откровенный трэш, но создаёт совершенно удивительную атмосферу авантюризма и лёгкого безумия, которого сейчас очень не хватает большинству произведений по сороковнику. Авторы в своей массе описывают привычное, в редких случаях им удаётся написать что-то такое, чего ещё не было до них. Но почти никому не удаётся создавать нечто новое на протяжении всего произведения, делать ярким всё повествование. «Инквизиторы космоса» ощущаются как очень «сочное» произведение, и оттого мне очень грустно, что они не породили локальных для комьюнити мемов, хотя градус их трэшовости даже выше, чем у «Чёрного солнца» Макнилла. Так что прочтите «Инквизиторов космоса» — они этого заслуживают.