На русском языке вышел комикс «Warhammer 40,000: Падший». Это уже третий том истории Джорджа Манна о сражении Тёмных Ангелов, Железных Воинов и Инквизиции за скопление Калафракс.
В первом томе «Железная Воля» инквизитор Саббатиэль начала «копать» под сынов Льва. Во втором томе «Откровения» она приблизилась как нельзя ближе к тому, чтобы подтвердить самые страшные слухи: во время «Ереси» Тёмные Ангелы предали Империум.
Для хорошо знакомых с сеттингом будет вполне очевиден финал этой истории: Тёмные Ангелы не будут наказаны. Что бы там ни было, орден первого основания останется защищать Империум (и бороться с ростками своего разложения), как делал это последние 10 тысяч лет.
Если однажды про ересь Тёмных Ангелов станет известно всем, то напишут об этом ни в романе или комиксе, а в очередном кодексе. Но вероятность подобного так же велика, как и то, что Император когда-то встанет с Золотого Трона.
В комиксе просто потрясающие развороты, которые регулярно отсылают к событиям «Ереси». Но «считать» этот фансервис новички не всегда смогут.
Если вы уже давно следите за произведениям по сеттингу Warhammer 40,000, то история комиксов Джорджа Манна может заставит вас испытать чувство острого дежа вю. Это не сделает комикс хуже в ваших глазах, но точно заставит вас пересмотреть своё отношение к произведению. Поможет понять, какое место история занимает в структуре глобального сюжета сороковника.
«Что из кодекса взяли, то туда без изменений и верните»
В отличии от бэка «Ереси», который детализируется в ходе написания книг Black Library, сороковник можно считать довольно статичным сеттингом. Конечно, сейчас во вселенной открылся Великий Разлом, некроны окончательно проснулись, а тираниды прилетели, но это не так уж и сильно развязало авторам книг руки — они всё так же не могут выходить за рамки уже имеющегося бэка, если пишут про кодексных персонажей. Возможно, что-то изменится после недавно анонсированного «Псионического пробуждения», которое развяжет авторам руки. Но даже подобный ход будет полностью согласованным с департаментом развития глобальной истории сеттинга.
Комиксы от издательства Titan Comics начали выходить ещё до восьмой редакции, когда ни о каких подвижках во вселенной не могло быть и речи. За основу был взят довольно обыденный для бывалого фаната сеттинга сюжет: один из инквизиторов начал копать под Тёмных Ангелов, так как появились намёки на ростки ереси в рядах ордена. Всё как по кодексу: Инквизиция давно копает под сынов Льва, но так и не может найти прямых доказательств их предательства.
На протяжении всех трёх томов художник Тацио Беттин и колорист Энрика Анджолини старились по максимуму. Рассматривать комикс — одно удовольствие.
Восприятие подобного сюжета будет прямо зависеть от того, насколько много вы знаете о сеттинге Warhammer 40,000. Если вы поиграли в одну-две игры или прочитали 2-3 книги, то вы вряд ли будете на 100% уверены, что инквизитор Саббатиэль не сможет подвергнуть истреблению Тёмных Ангелов. Скорее всего сыны Льва будут для вас куда менее значимы, чем Кровавые Вороны.
В подобном случае вы будете считать их — максимум — очередным орденом. И несмотря на все уверения в их важности, не поймёте, что их история занимает важное место во всём сеттинге. И нарушение этого статуса-кво может произойти лишь с отмашки в самом GW.
Если же вы понимаете, как работает этот мир, то будете сразу знать, что расследование Саббатиэль не нарушит сложившийся порядок вещей. Как подозревали калибанцев, так и будут подозревать. Но именно этот подход позволяет иначе взглянуть на события комикса, встроить их в контекст сеттинга. Видеть в истории иллюстрацию пары строк из кодекса. Таким образом, тщетность попыток будет означать нечто большее, чем просто провал секретного расследования.
Демоны на службе Инквизиции
Инквизитор, поймавший демона и заточивший его в человеческом теле — один из самых ярких образов, подаренных Дэном Абнеттом. С момента написания первого романа про Эйзенхорна прошло уже 18 лет, но этот сюжетный ход продолжают использовать в произведениях, ведь он как нельзя лучше отражает одну из ключевых тематик вселенной: использование Хаоса ради спасения людского рода.
А все мы прекрасно знаем, чем использование Хаоса во имя Человечества может обернуться. Об этом уже за полсотни книг в «Ереси Хоруса» вышло. Перед глазами маячят истории про ультра-радикалов инквизиторов, вроде Квиксоса, или ордена Реликторов. И мораль прослеживается вполне очевидная: варпом пользоваться можно, но идти на сделку с Хаосом — никогда.
Другое дело, что подобные «эйзенхорновским» похождения инквизиторов играют с фанатами ровно так же, как истории о том, что «вот-вот сейчас раскроем предательство Тёмных Ангелов и уничтожим их всех». Эти произведения обладают пафосом нарушения статуса-кво, хотя именно они этот статус-кво никогда не нарушат. Не то панковский задор, не то юношеский максимализм, которым были пропитаны ранние кодексы и истории.
Готическая эстетика через комикс передаётся лучше, чем через простой текст.
Да даже если и раскроют секрет Тёмных Ангелов, их всё равно не уничтожат (в отличие от въедливых инквизиторов). Ребята со Скалы и сами бы не прочь вычистить все признаки ереси в истории своего ордена. Герои помирятся, обнимутся, может подмигнут читателю, а расклад сил останется неизменным. «Ой, а разговоров-то было», — скажет слегка расстроенный фанат вселенной, повторив слова героини одного из бородатых анекдотов.
Во многом именно поэтому я смотрю на подобные истории лишь как на проявления отдельных сторон вселенной, но не как на истинное положение вещей. С таким же пафосом некоторые авторы подводили свои истории к рубежу 42-го тысячелетия, вкладывая в уста героев мысли о том, что вечное «без 5 минут полночь» сменится звоном курантов. Больше всего отличился на этом поприще Дембски-Боуден, когда писал пролог «Когтя Хоруса». Но многое ли действительно изменилось? Абаддон в одночасье не долетел до Терры, а всё так же неумолимо приближается к ней.
Когда вслед за The Gathering Storm вышла восьмая редакция, не многие поняли, что вместо кардинального изменения произошел полупрыжок вперёд. Пока все произведения пишутся весьма аккуратно и деликатно, играя с тем, что пока ввели в кодексах или с тем, что не вылазит за рамки сеттинга. Без излишних откровений. Может что-то и изменится с приходом девятой редакции. Но изменит ли это сам принцип создания истории? Сомневаюсь.
Warhammer 40,000 — это в первую очередь отличный конструктор для создания историй. В нём есть сквозные истории, которые придают ему некое подобие единой структуры и снижают энтропию сеттинга. Но этого всё равно недостаточно, чтобы глобальная история пошла вперёд семимильными шагами, ведь иначе будет сложнее монетизировать вселенную так, как это делается уже десятки лет.
***
Вся история Манна «Warhammer 40,000» для Titan Comics — это наглядная иллюстрация одного из сюжетов сороковника. Он вряд вряд ли когда-то найдёт собственное разрешение, а если и найдёт, то точно не в таком виде.
Это был интересный опыт.
Экземпляр на рецензирование предоставлен издательством «Фантастика Книжный Клуб» и магазином ffan.ru.