Ещё недавно в странах СНГ тема о так называемых «группах смерти» была самой обсуждаемой. «Синие киты», «разбуди меня в 4:20» — массовая истерия дошла до того, что многих школьных учителей обязывают следить за страничками своих учеников в соцсетях и немедленно сообщать руководству и родителям о любых подозрительных картинках и записях. Эта тема не обошла и Америку, правда там она актуализировалась немного раньше. Уже в 2015 году была обнародована печальная статистика: в среднем около 5240 попыток суицида в день у подростков 7-12 лет, суицид — вторая ведущая причина смерти молодых людей 10-24 лет, больше подростков и молодых людей погибает от самоубийства, чем от рака, болезни сердца, СПИДа, врожденных дефектов и множества других страшных болезней вместе взятых. Само собой, это тут же привлекло к себе огромное количество внимания, появились фонды и службы помощи детям, было введено обязательное психологическое обследование. И киноиндустрия не могла на это не отреагировать.

31 марта 2017 года на Netflix состоялась премьера сериала «13 причин почему», и он так быстро набрал популярность, что уже объявлена дата выхода второго сезона. Сюжет довольно прост: девушку по имени Ханна Бейкер до того загнобили в школе и вообще по жизни, что она кончает жизнь самоубийством. Несколько дней спустя её одноклассник Клэй Дженсен находит коробку на пороге своего дома, в которой находится семь кассет, записанных Ханной. В них она рассказывает про 13 причин, из-за которых она покончила жизнь самоубийством, и Клэй — одна из причин. Слушая их, он постепенно открывает всё новые интриги и скандалы, в которые была втянута не только Ханна, но и их одноклассники.

Ну что тут сказать? Сериал про такие высокие моральные ценности, что сложно не подавиться. Потому что всю показанную драму, по сути, можно описать одним вот этим отрывком из мультсериала Гриффины:

Начнём с того, что все тринадцать причин очень остро ощущаются притянутыми за уши. В событиях не видно связности и логической последовательности. Особенно учитывая, что показанные события происходят на протяжении всего одного года. От этого возникает ощущение, будто на Ханну вдруг ополчился весь мир, все вокруг внезапно оказались распоследними мразями и почему-то только в общении с ней проявляют себя с наихудшей стороны. А под конец из Ханны и вовсе зачем-то делают истеричку, которая сама беспричинно агрится на окружающих, после чего патетически вопрошая:

— Почему я?! Почему ты поступаешь так со мной?!
— Ну, не знаю, может потому, что ты послала меня при всех?

Кроме того, тот образ Ханны как «совершенно особенной» и «непохожей на других» девушки, который так старательно пытаются обрисовать создатели сериала, очень быстро рушится. Примерно в тот момент, когда героиня начинает вести себя как тп. Она собирает в себе все неприглядные стереотипы о женщинах: они и объяснить по-человечески не могут, что им надо, и вести себя спокойно не способны никак — одни эмоции, истерики и драма. «А я такая ухожу, а волосы такие назад, а он такой осознал, что был неправ…» — вот это вот всё. Что ж, ну спасибо хоть, что не вышло как у последних трендов прошлых лет: «Сумерек», «50 оттенков серого» и иже с ними, где героиня считалась особенной потому, что была угловатой, неуклюжей и глупенькой. Впрочем, особого сопереживания такая героиня всё равно не вызывает. Был только один момент в самом конце сериала, который действительно меня поразил и показал, что у создателей таки есть яйца — нам крупным планом во всех подробностях показали, как именно девушка покончила с собой. И это был единственный сильный момент сериала.

Окружающие Ханну персонажи тоже ничем не лучше. Они показаны сугубо с одной стороны, как будто весь их мир — это такой сферический вакуум, наполненный исключительно тем, что связано с главной героиней. Ну, и тусовками ещё немножко, с бухлом, наркотой и сексом. У них нет подростковых прыщей и комплексов по этому поводу, каждый день в новой модной одежде, у каждого по красивой машине, после школы ходят пить хипстерский горячий шоколад. И всё приправлено драмой, драмой, ДРАМОЙ. Они пластиковые. Все кругом страдают, по сути, на пустом месте. Второй главный герой — Клэй Дженсен — и вовсе едет крышей непонятно от чего. Нам вроде намекали, что он и до событий сериала был не особо стабилен психологически, но объяснить это нормально не пожелали. А ещё ему помогает какая-то ранняя версия Энрике Иглесиаса. Присматривает за ним, защищает, из передряг вытаскивает. Почему помогает? А патаму шта! И, что самое главное, никто, совершенно никто не понимает тонкой подростковой души и всех её метаний. Хотя участливые родители каждый день пытаются тебе хоть чем-то помочь, школьный психолог то и дело пытается поговорить, и все вокруг регулярно интересуются «Что? Что с тобой? Чем тебе помочь??» Ничем! А я такая бегу, а волосы такие назад…

Короче, «13 причин почему» — это идеальный нишевый продукт для своей аудитории. В первую очередь для подростков, которым и не нужны никакие логические связи и объяснения. Главное видеть, что не ты один такой беспричинный страдалец, есть много других, и это нормально. Причём для подростков в основном американских. Нам, суровым детям просторов СНГ, не понять, как можно иметь возможность купить себе машину за 60к, каждый день гулять по кафешкам и модным тусам, жить в огромном, благоустроенном доме, иметь внимательных, чутких родителей, которым не всё равно, и при этом так отчаянно страдать. Впрочем, судя по оценкам, и у нашей аудитории отклик нашёлся. Даже у более старшей, которая, судя по всему, прозрела после этого сериала, поплакалась в платочек и побежала обнимать своё несчастное чадушко. И делать ему горячий шоколад.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.