Overwatch можно смело назвать игрой-феноменом: огромное и преданное комьюнити, которое не просто играет в игру время от времени, а помимо этого рисует, сочиняет, пишет, монтирует, шьёт и лепит что-то по мотивам. О персонажах знают даже те, кто в игру не играет, и последнее не особо мешает следить за творчеством фанатов и наслаждаться их поделками. Герои игры уже давно живут своей собственной жизнью на просторах интернетов, и их характеры прописаны глубже, чем даже в официальном лоре от Blizzard. Но вот в чём проблема, целостного лора у игры-то и нет: есть отличные анимационные короткометражки, есть анимационные зарисовки, есть обрывки информации в описании персонажей, есть газетные вырезки, есть ивенты, есть скины-реплики-анимации персонажей и есть комиксы. Всё это служит одной цели: заставить игрока исследовать вселенную и вручную собрать картинку из раскиданного по интернетам пазла.

Я регулярно провожу свои вечера за Overwatch и уже давно собирался прочесть официальные комиксы, призванные расширить вселенную и углубить характеры персонажей. И до этого момента я искренне считал игру феноменом, но после прочтения всё встало на свои места: нет никакого феномена, есть лишь заезженные до дыр стереотипы и набор знакомых образов-персонажей, показанных под несколько иным углом. На данный момент вышло двенадцать выпусков, и лишь половину из них я могу назвать более-менее нормальными: уж слишком многие из них — попусту бессодержательный шлак. Если вы читали их, то можете смело переходить к финальной части текста и писать под ним гневные комментарии, а всем остальным я предлагаю краткий пересказ событий каждого из выпусков.

#1 Маккри “Безбилетник”

Рассказывает нам о том, что в мире Овервотч есть поезда. Сверхскоростные поезда, на крышах которых ездит Маккри. У него есть кибернетическая левая рука, и он хорошо стреляет. На поезд нападают солдаты отряда Блэквотч, с которыми наш ковбой прекрасно справляется. Они хотят захватить некое изобретение, о котором читателю известно ровным счётом ничего. Маккри их всех убивает.

#2 Райнхардт “Гроза драконов”

По пути в куда-то Райнхардт с какой-то женщиной (ни кто она, ни куда они едут — не сказано) останавливаются в городке на пит-стоп. Выясняется, что местную власть захватила банда “Драконов”, и всем от этого очень грустно. Сначала Вильгельм пытается побить их голыми руками, но отхватывает люлей, после чего откапывает свой старый костюм и даёт им сдачи уже в костюме. Конец. Зато здесь есть маленькая девочка с плюшевым львом, которая всем своим видом призвана давить на жалость, но этого во вселенной Овервотч и так хватает.

#3 Крысавчик и Турбосвин “Всё по закону”

Турбосвин и Крысавчик промышляют в Австралии — и то я узнал только по Сиднейскому оперному театру на фоне. Их нанимают проникнуть на завод и уничтожить пачку роботов, но всё задание оказывается ловушкой: приезжают копы, и наши герои ретируются. А в конце убивают мужика, который их нанял. При этом весь комикс Свин молчит, хотя в игре у него есть хоть и слегка невменяемые, но всё же реплики.

#4 Симметра “Лучший мир”

В этом выпуске впервые указали точное местоположение “Рио-Де-Жанейро, Бразилия”. Мегакорпорация хочет улучшить жизнь бедного слоя населения и для этого выдаёт гранты на проекты. Но, к сожалению для нашей героини, мэр выбирает сторону конкурента Симметры, отчего той приходится идти на ухищрения, чтобы убедить мэра в своей правоте. Так или иначе, откуда-то прилетает огненный шар, и начинают гореть фавелы. В одной из них оказалась маленькая девочка, лицо которой обгорело (драма!). А раз фавелы сгорели, то Симметра может выбить грант на их снос и застройку ради улучшения жизни жителей.

#5 Фарра “Основной приоритет”

Фарра с отрядом отправляются в египетскую гробницу, чтобы уничтожить злобный ИИ. По пути нескольких бойцов ранят и убивают, но наша героиня приказывает двигаться дальше, мол, задание важнее жизни парочки солдат. Прорвавшись в гробницу, Фарра остаётся с единственной ракетой, необходимой и для выполнения задания, и для спасения одного из своих. И, понятное дело, она выбирает второе. Оказывается, что этот парень знает, как устранить ИИ без ракет, и все остаются счастливы, кроме пары трупов, на которые Фарра забила в начале.

#6 Торбьорн “Разрушитель”

В самом начале приводится цитата Джулиуса Роберта Оппенгеймера “Я — смерть, разрушитель миров”. Я понимаю, что в комиксе рассказывается об огромном роботе, который рушит города и убивает сотни людей, но в контексте именного этого комикса, цитата выглядит абсурдно. Понятное дело, Торбьорн забирается внутрь махины, обходит все защитные механизмы и встречает внутри старого знакомого, который когда-то помогал ему создать этого самого робота. Мотивация у “старого друга” на уровне “Я покажу мировым державам на что способен этот робот, чтобы потом продать его втридорога”. Неплохо.

#7 Ана “Наследие”

Наконец-то первый годный комикс, который было хоть немного интересно читать. Ситуация примерно та же, что и в комиксе про Фарру (доча от мамки не далеко ушла): отряд, все как семья, кто-то погибает, кто-то остается жив и всё в этом духе. Но здесь же предварительно нас хоть чуть-чуть знакомят с бойцами, чтобы мы проронили хоть капельку сострадания. Ана выслеживает снайпера, который перебил почти весь её отряд и узнаёт в нём Амели Лакруа — наёмницу под кодовым именем Вдова. Та отстреливает Ане глаз, и на этом всё заканчивается. Первый съедобный выпуск по той простой причине, что это как-никак ориджин нового на то время персонажа.

#8 Ана “Старые вояки”

Если предыдущий выпуск происходил в далёком кто-знает-каком году, то этот уже повествует о событиях ближе к игре и новому сбору Овервотч. Солдат-76 отправляется на поиски неизвестного наёмника. Здесь уже в кадре появляется не один, не два, а целых три героя из игры, отчего читать становится намного интереснее, наблюдая за взаимоотношениями между персонажами. Кто кому друг, а кто враг. Но, честно сказать, вопросов стало только больше, ибо если вы не знаете, кто такой Жнец и что за дела он имел с Солдатом, то, так же как и я, опять ничего не поймете.

#9 “Крысенштейн”

Девятый выпуск приурочен к хэллоуинскому ивенту. В нём герои рассказывают страшные истории, а одной из них оказывается та самая про Крысенштейна и его чудовище. Такой себе выпуск — у Team Fortress и Dota 2 с этим обстоят дела намного лучше, но к этому мы ещё вернемся.

#10 “Reflections”

Тот самый выпуск про рожденственских лесбияночек и дух праздника. Забанен на территории РФ, но всегда можно выбрать любой другой язык.

#11 Бастион “Исключение из правил”

Ребята прошарили, что намного интереснее, когда в кадре присутствует больше одного знакомого персонажа, и теперь даже в комиксе про Бастиона был Торбьорн, который вызвался вести охоту на одичалого робота. В конце Бьорн узнаёт, что Бастион не агрессивный, и уходит с ним в закат.

#12 “Мятеж”

Поведает нам о первом отряде Овервотч, когда Ана была с двумя глазами, Солдат-76 не седым, а Лена Окстон только-только училась контролировать свои межпространственные способности. И да, этот комикс тоже приурочен к очередному PVE-ивенту.

#13 “Маскарад”

Приурочен к выходу нового героя Кулака Смерти — предводителя “Когтя”. Это отряд, который собрался после распада Овервотча, и состоит из самого Кулака, Сомбры, Вдовы и Жнеца. Собственно, в комиксе рассказывается, что “Коготь” — это не просто банда вредителей, а преступный синдикат со своими главарями, которые преследуют чисто экономические цели. Ну а Кулак с этим вот не совсем согласен. Заодно наконец-то стало ясно, что же такое эти комиксы. Помните все эти сериалы от Марвел типа “Агентов Щ.И.Т.а”, “Агента Картер” и прочих, в которых персонажи вроде как находятся в основной вселенной с фильмами, но ровно настолько, что фильмы на сериал влияют, а сериалы на фильмы — нет. Так и тут получается, ведь кулак вспоминает в комиксе события почти всех короткометражек, в которых засветились Вдова, Жнец и Сомбра. Вот только вряд ли в одной из короткометражек кто-то вспомнит события из комиксов.

Беда практически всех выпусков — скудный сюжет, который, такое ощущение, придумывал какой-то мальчишка по мотивам игры и понравившихся ему героев. Маккри такой крутой, он стреляет без промаха и ездит верхом на поездах; Райнхардт такой сильный, он своим молотком всех побьёт; Крысавчик такой забавный, а Турбосвин пусть молчит и прикидывается идиотом, ой как смешно будет! Тьфу!

И всё бы ничего, но по соседству с этим в комиксах умирают невинные люди, а уровень насилия местами просто зашкаливает. Посыл, который хочет передать комикс про Симметру, вроде бы и ясен, но выглядит так, будто герои хотят помочь людям через боль и страдания. Некоторые реплики, вроде той, что произносит Фарра про ресторан, настолько клишированные и неуместные, что хочется бить ладошкой в лицо сценаристу. В итоге у нас попросту набор ситуаций, которые вроде как крутые, но во вселенной Овервотч смотрятся очень дико. Якобы крутой вестерн с ограблением поезда; проникновение/ограбление в стиле пэйдэй на завод в исполнении Крысавчика и Свина; типичный уровень из Call of Duty, где гибнет весь отряд, а ты такой герой заканчиваешь возложенную миссию; огромный робот-Кайдзю…

Комиксы про героев, действующих в соло, избиты, но когда персонажи игры встречаются вместе, это становится действительно интересным чтивом. Если бы вместо “одного дня из жизни” нам рассказали полноценную историю про каждого из героев, было бы намного интереснее. Как они все попали в Овервотч и Блэквотч, что произошло с миром или хоть какие-нибудь ориджины про то, как герои стали теми, кем они являются в игре. Однако не стоит ожидать этого от Overwatch, ведь эта постмодернистская мозаика держится на фансервисе и смешении множества узнаваемых деталей в одном месте. “Кибер-ковбои! Бедняки в фавелах! Лесбиянки-путешественницы во времени!” — Blizzard как бы кричат со страниц комиксов, что у них есть всё. “Большие роботы, мега-корпорации, русские, негры, аутисты, дети и взрослые!” — и действительно в такие моменты хочется узнать об этом побольше. И при этом вселенная расширяется, появляются новые герои, раскрываются детали важных для вселенной событий, которые произошли давно или происходят прямо сейчас.

Комиксы Overwatch — это, по сути, мелочь. Многие игровые компании стараются при помощи комиксов залатать сюжетные дыры, выстроить мостики между частями или рассказать чуть больше о мире, но для Blizzard это просто ещё один способ продвижения. Так делают все и уже очень давно. Те же Valve с помощью комиксов смогли буквально на пустом месте создать интересную вселенную для Team Fortress 2, смогли раскрыть лор и героев в Dota 2. Но комиксы по Overwatch не способны на это — лишь единицы рассказывают о мире или героях что-то важное, остальные же просто остаются историями из серии “а почему бы и нет?”. Они занимают по 10-12 страничек и редко когда подводят к действительно важным вещам, а значит их можно и вовсе не читать.