С чего начать читать Age of Sigmar? Четыре лучших книги для знакомства со вселенной

Этот материал состоит из двух частей. В первой я рассказываю о мире Age of Sigmar. Во второй — рекомендую книги, с которых можно начать чтение. Без базового понимания мира вам будет чуть сложнее «въехать» в литературу.

«Эра Сигмара» — это постапокалиптическое фэнтези в средневековом сеттинге с элементами стимпанка.

Коротко историю мира можно описать так: после уничтожения Warhammer Fantasy Battle отдельные боги, герои, места и артефакты попали в «первичный магическо-эфирный-варп бульон». Со временем бульон самоупорядочился: возникли физические пространства — Владения, божественные создания обрели форму, а во Владениях завелась жизнь.

Владения — этакие «Плоские миры» в духе Пратчетта. В каждом из них преобладает один из элементов, бывших ветров магии Былого Мира — металл, жизнь, огонь, тени и т.д.. Существа могут перемещаться между Владениями и внутри них через порталы — Врата Владений.

Автор кодексов Фил Келли рассказывает о Владениях. На русском есть статья по мотивам интервью.

В центре Владения существует зона Порядка, в которых возможна разумная жизнь. Чем ближе к краю Владения — тем больше энергии эфира, которая преобразует пространство и попавших туда разумных существ. Путник может стать железной фигурой или родить бульбазавра, если начнёт двигаться к краю владения металла или жизни.

Боги и герои объединяются в сеттинге по принципу фракционности: одни выступают за Порядок, другие — за Хаос, третьи за Разрушение, а четвёртые ходят под Нагашем. Например, во фракции Порядка находятся люди, магические десантники, эльфы и гномы разных сортов, ходячие дрова и ящерики. Их боги порой работают сообща, когда дело доходит до противостояния с Хаосом.

Ниже мы расскажем о 4-х книгах, с которых можно начать знакомство с миром Эры Зигмара.

«Восемь плачей: Копьё теней», Джош Рейнольдс

«Классическое» приключение группы разномастных героев, которые сражаются с противниками ради спасения мира. С точки зрения формы — это стандартный подход к описанию историй в духе «батллрепорт пати в днд».

Если же обращать внимание на содержание, то польза подобной формы тут же оказывается видна: таким образом легко ввести новичка в контекст мира. Вот тут сигмариты, тут вампиры, тут боги, тут скавены — и вот из-за чего каждый из них сражается.

Я бы воспринимал это произведение именно как аттракцион, в ходе которого можно познакомиться с миром «Эры Сигмара». Он эту функцию выполняет очень достойно.

«Освященные Рыцари. Чумной сад», Джош Рейнольдс

Ключевая для «Эры Сигмара» фракция — Грозорожденные Вечные. Это души достойных воинов, которых бог Сигмар перековал в трёхметровых воинов, закованных в золотую броню.

Ключевая особенность фракции — бессмертие Грозорожденных. После смерти души воинов попадают во Владение Азир, где Сигмар вновь перековывает героев. Воины всё также остаются могучими, но теряют частичку своей человечности — например, воспоминания или способность видеть сны. Бывают и более эзотерические симптомы, вроде раскатов грома во время речи или молний из глаз.

В романе «Чумной сад» Рейнольдс как раз и исследует эту сторону Вечных. В противовес им он выставляет воинов Ордена Мухи: хаоситов, которые обладают своими представлениями и чести и долге.

«Мрачнозлоба», Энди Кларк

«Мрачнозлоба» — не просто хорошо сплетённое повествование, но и лучший аргумент для того, чтобы переубедить тех, кто считает Эру Сигмара «детской» или в лучшем случае «подростковой» вселенной. Человека, начавшего читать книгу с подобным предубеждением, ждёт примерно такой же шок, как неподготовленных зрителей первой серии «Убийцы гоблинов», потому что заглавные мрачнозлобные мерзавцы а AoS ведут себя настолько же жутко (по-взрослому жутко, если хотите), как их сородичи из аниме.

Я довольно редко ловлю себя на том, что переживаю за героев произведений, и это относится не только к творениям BL, но в случае с историей Кларка мне буквально приходилось сдерживать себя от того, чтобы заглянуть на последние страницы и узнать, кто же из персонажей выжил — и выжил ли хоть кто-нибудь. Наконец, эту книгу можно в чём-то сравнить с «Арбитром» или «Атласом Преисподней» из сороковника: если вы хотите погрузиться в то, чем живёт мир Восьми Владений, и попробовать на вкус разнообразие его культур, разумных видов и опасностей, то пока что сложно найти что-то лучше «Мрачнозлобы».

«Порченое сердце» (Tainted Heart), К. Л. Вернер

Эту книгу ещё не переводили на русский, но я от всей души рекомендую прочесть книгу всем, кто владеет английским. Начнём с того, что главные герои — муж и жена, служащие в Ордене Азира, местном аналоге Инквизиции. Истории о подобных слугах Сигмара выигрышно смотрелись ещё во времена Fantasy Battles, а в более ярком и разнородном AoS им прибавилось работы в разы — и соответственно возросли угрозы, связанные с профессиональной деятельностью.

Сюжет очень прост: один из супругов подхватывает порчу Хаоса, а другой пытается его спасти, что даёт Вернеру возможность устроить нам экскурсию по Владению Металла и, самое главное, показать, почему Великий Альянс под началом Бога-Короля называется «Порядок», а не «Добро». Подобрать аналог из сороковника довольно сложно, поскольку там авторов обычно шлепают по рукам, если они вспоминают, что люди могут связываться узами брака и заботиться друг о друге. Вспоминается разве что пара корабельных силовиков из «Рыцарей Макрагга», которым размякший после женитьбы Кайм подарил сахарную концовку.

Резюме: «Эра Сигмара» — это постапокалиптическое фэнтези в средневековом сеттинге с элементами стимпанка. Мир вселенной состоит из миров, похожих на «Плоский мир» Терри Пратчетта. Все расы делятся на три фракции: Порядок, Хаос, Разрушение. Начать знакомство с сеттингом можно с романов «Восемь плачей: Копьё теней», «Освященные Рыцари. Чумной сад», «Мрачнозлоба», «Порченое сердце».

Читайте также:

С чего начать читать Warhammer 40000 в 2023 году

Как читать «Ересь Хоруса»? Ультимативный гайд о том, как не сломать себе голову и не поддаться ереси

Как читать книги из цикла «Некромунда»? Порядок чтения произведений Necromunda Warhammer 40000

Я хочу начать играть в настольный Warhammer. С чего мне начать? Сколько это будет стоить?