Сюжет рассказа Петера Фехервари «Алтарь из пастей» и значение для Тёмного Клубка

Каждое произведение Темного Клубка — это реклама произведений Темного Клуба. Обзор рассказа Петера Фехервари «Алтарь из пастей»

Действие нового рассказа Петера Фехервари вновь происходит на Федре. То, что это мир уже схлопнулся в рассказе «Авангард», никак не мешает Петеру возвращаться на Федру раз за разом. Я только за.

Действие рассказа происходит до событий «Касты Огня». Отряд Джи’каары, в составе которого есть огриниха-гуэ’веса — это в сороковнике впервые, и другие т’ау «соскальзывают» в карманный временной поток внутри Клубка Долорозы и встречаются с имперской версией Летучего Голландца.

«Какое нечистое место для смерти… «Нечистое?» Странная мысль, полная невежества и суеверий, – тех самых бредовых идей, на которых зиждился Империум гуэ’ла, – и всё же кажущаяся верной. Если ты умрёшь здесь, то ничего не закончится, только начнётся. И тогда уже не будет надежды на окончание. Или на что-либо вообще»

Новая концепция внутри Клубка — концепция «соскальзывания». Мы уже читали в «Касте», что недельное путешествие по Клубку субъективно может ощущаться как десятилетие странствий. В этом рассказе Петер впервые показывает, как это происходит: внутри джунглей есть зоны, с нарушенным течением времени. В такую зону можно как попасть, так и вернуться. Джи’каара возвращается в реальность, а её союзники — нет. Или пока нет.

«Это снова произошло, — рассудила Джи’каара. — Искажение». Она почувствовала тот момент, когда конвой скользнул из одного потока в иной, покинув русла реки и разумной реальности. Её рассудок ненадолго застрял позади тела, отказываясь идти за невежественным соратником в неизведанное, а потом резко дёрнулся следом, когда привязь натянулась слишком сильно.

За время прочтения рассказа я прошёл через следующие стадии:

1. Ого, как интересно. Ещё одна тайна Клубка раскрыта.
2. Боже, когда уже закончиться этот экшен.
3. Да что ещё нового можно рассказать про Федру.
4. Ах ты лис, Петер, познакомил с новыми персонажами и оставил их в финале рассказа один на один и тайной спиралью, ведущей неизвестно куда, отвратительным местом, но единственным способом героев спастись из ловушки!

Фехервари вновь провернул свой трюк рекламщика: раскрыл одну тайну, но тут же тизернул новую. В такие моменты уж слишком очевидным становится то, что каждое произведение Темного Клубка — это реклама произведений Темного Клубка. Каждый раз хочется еще.

***

Рассказ «Алтарь из пастей» больше всего похож на рассказ «Заповедник Змиев», с поправкой на 10 лет писательского опыта. Клубковость романа не максимальная: «Алтарь» по сравнению с прошлыми рассказами «Грехи моих братьев» или «Ария потаённая» ощущается как более «рафинированное» произведение. Он буквально состоит из нескольких частей, которые четко показывают где Клубок, где болтермокруха, а где снова Клубок.

Наверное, именно такая структура «Клубок-Норма По Экшену-Клубок» становится местом, в котором Black Library и Петер могут сойтись.

P.S.

Вместо послесловия: этот рассказ подарил нам фразу, которой можно быстро ответить на вопрос, о чём пишет Фехервари:

«С заключительным, исступлённым толчком, от которого лопнули глазные яблоки, пророк выблевал свою душу на стекло».