Как протекает время в книгах по Warhammer 40,000?

В комментариях к заметке о романе «Неисчислимый и Предсказывающий» завязалось обсуждение темы того, как персонажи сороковника ощущают течение времени. Выношу это обсуждение из комментов в пост.

«Есть роман «Повелители тишины» про сгнивших нурглитов. Крис Райт мог пойти лёгким путём: начать описать как гниют герои, как гниют их космические корабли и как герои медленно думают своими гниющими мозгами. Но Райт идёт дальше и показывает отношение к Дарам Нургла через диалоги действие, а не через подписи: «Он залипал 100 лет»

Да, Райт в «Повелителях Тишины» сделал очень большой рывок в передаче понимания того, как ощущается протекание времени в варпе и как именно ощущают себя нурглиты.

Райт к этому шёл десяток лет: сначала писал про космодесантников в романах серии Space Marine Battles, потом работал с нуглитами в своём цикле про Космических Волков. Параллельно он запустил циклы «Крипты Терры» и «Хранители Трона», в которых тоже качал навык репрезентации ощущения жизни в сороковнике.

Величие романа «Повелителей Тишины» — это в первую очередь величие самого Райта, а уж потом всей традиции написания художки по сороковнику, ведь Райт творит внутри неё.

Параллельно с «Повелителями тишины» выходили и другие романы про нурглитов. Яркий пример антитезы Райту — «Тёмный Империум» Гая Хейли. Хейли в них видел варп как ещё один механизм, в котором нужно просто разобраться. Поэтому его варп — это не пугающая хтонь, а просто ещё один маскарадный костюм, наряду с силовой бронёй и униформой Имперской Гвардии.

Я считаю, что роман Рафа про Тразина — это прорыв в описании некронов. Прорыв, даже не смотря на ремарки «прошло 100 лет». Этот роман прорывной по одному единственному критерию: он цельно задаёт новое измерение для восприятия этой расы. Сейчас раскрою эту мысль.

«Неисчислимый и Предсказывающий» — это аналог «Повелителя Ночи» Спурриера.

В начале нулевых Спуриэр совершил нарративный рывок. В его романе космодесантник-ренегат переместился из М32 в М41 и поставил на колени целую планету.

Из романа Спурриера выросла трилогия Аарона Демски-Боудена про Повелителей Ночи, на него опирался в творчестве Петер Фехервари.

Раф тоже делает большой скачок, опираясь на работы коллег — роман «Молот и Наковальня» Джеймса Сваллоу и роман «Поход к Неумершим» Дариуса Хинкса.

У Сваллоу некроны в принципы показаны как разумные существа, пусть это понимание даётся читателям не сразу.

У Хинкса некроны — идиоты, которые непонятно как вообще могут чем-то управлять.

Раф объединяет два нарратива: некроны разумны и могут быть разными, в том числе мелочными, глупыми и упёртыми. Он сразу исходит из этой позиции, а поэтому даёт платформу для последующих историй про некронов. Например, теперь можно писать истории о том, как некроны совершили биоперенос. Это будет уместно.

Проснувшиеся после миллионов лет сна некроны — такие же попаданцы в сороковник, как и Зо Сахаал из романа «Повелитель Ночи». Они попали в свои механические тела с набором ошибок и теперь вынуждены как-то привыкать к тому состоянию, в котором находятся. Они попали в новую галактику, в которой новый расклад сил. Со всем этим нужно разбираться.

Я не могу сказать, насколько взгляд Тразина — это взгляд всех некронов. В романе он садиться почитать книжку с ребусами, его затягивает и он читает её сотню лет. В то же самое время в имперской библиотеке сменилось три поколения архивариусов. Такое вот протекание процессов.

***

Раф задал совершенно новую рамку для понимания времени в сороковнике. Срок больше 10 000 лет невозможно представить для Империума, ведь именно этим отрезком живёт сеттинг. Эльдары были просто «давно». У некронов же есть временной задел: 60 миллионов лет. Это значит, что теперь у авторов развязаны руки на такой нарративный таймскип. Теперь я хочу узнать, что же произошло во время войны с Древними и К’Тан.