Тор — персонаж колоритный. Он любит выпить медовухи, подраться да помацать дев. Он говорит витиеватым шекспировским слогом, а истории о нём несут явный отпечаток скандинавского фольклора. Он практически всесилен, и оттого Тору сложно подобрать такого врага, который был бы равен ему по силам. А ещё этот нордический флёр, без которого попаданец из Асгарда не будет выглядеть аутентично, чтобы захотелось сказать: «Да, это действительно Тор, а не атлет-косплеер с истфака». А уж чего стоит выдумать хорошую драму, такую, что будет менять персонажа, надламывать его асгардское мышление и способствовать его дальнейшей трансформации в сверхчеловека, мыслящего при этом почти как читатель!

Последний раз я встречался с Тором в ране Марка Уэйда «Несокрушимый Халк», где он был не более чем пародией на современного Тора , представая перед читателем беззаботным героем, которому море по колено. В комиксах слишком многое поменялась за более чем полсотни лет их существования, и это сказалось на персонажах, чьи образы авторы пытались углубить или деконструировать. Тор сейчас и Тор тогда — это два совершенно разных Тора, если судить по контексту и особенностям их мышления. Аарон же в своём ране делает разворот на 180 градусов и предлагает посмотреть на Тора в привычном для него сеттинге.

… и здесь берёт начало наша история.

Бог всех богов

В 893 году, во время одного из путешествий в Мидгард Тор встретил Горра — противника, равного себе. Его речи сочились тьмой, душа была пустой, а цель ужасна: он вознамерился убить всех богов до единого. Лишь благодаря слепой удаче Тор спасается из его лап. А потом и вовсе забывает об этом событии, отчасти из-за стыда и беспомощности, отчасти из-за того, что боги живут слишком долго и не могут упомнить всего. А потом с Горром столкнулся современным Тор.

Комикс выделяется в первую очередь не своим рисунком, а цветом. Приглушенные цвета как нельзя лучше отражают «нереальность» происходящего.

Действие арки включает одновременно три временные линии. Молодой и самонадеянный Тор в 893 году ещё не знает, что его ждёт. Тор настоящего уже забыл, что с ним произошло, но узнав, решает сразиться с Горром. Тор далёкого будущего, без глаза и с седой бородой, запертый в руинах Асгарда, вынужден сражаться день ото дня с гончими Горра, которых тот насылает шутки ради. Что произойдёт дальше, очевидно — Торы из трёх времён объединят силы, чтобы противостоять Убийце Богов вместе. Но то, как это произойдёт, оказывается главной интригой, и выпуск за выпуском Аарон не разочаровывает читателя и аккуратно подводит к финальной битве, в которой Торы уничтожат того, кто был в нескольких шагах от осуществления своего великого замысла.

Если бы не появление Старка в одной из сцен и нескольких мимолётных фраз, что наш Тор идентифицирует себя в первую очередь как Мстителя, можно было бы забыть, что действие происходит во вселенной Marvel — настолько отчуждённым от всего, что было написано ранее, выходит сюжет. Аарону удалось написать историю, которая воспринимается как самый настоящий эпос,— правда, не древнескандинавский, а нейтральный современный, но с сохранением внешних атрибутов истории древности. Богов здесь много, что обусловлено мультикультуралистическим восприятием современного мира, но это не мешает истории оставаться нордической. Эта арка занимает ни много ни мало 11 выпусков (чуть больше трети тома, а всего в нём 25 глав или 560 страниц) и ощущается как полностью законченная история, которую можно смело заносить в список лучшего, если, конечно, у вас такой имеется. Но это ещё не конец.

Старый враг

Малекит — это каноничный враг Тора, и написать про него нечто новое — та ещё задачка. В принципе Аарон и не пытается, ведь главная цель этой истории — нарушить статус-кво и посадить Малекита на трон правителя Свартальфхейма, дабы ввести в повествование позже. И если рассматривать всю арку под таким углом, то можно только поражаться энтузиазму и силе воли Аарона, который решился благодаря незначительному сдвигу трона на пару метров вправо соорудить массивный сюжет с Лигой Миров и предательствами.

Забавно, что лучше всего Малекит раскрывается в самой последней главе, в которой внучки Тора читают истории о былых временах. Если бы в подобной эстетике была выполнена вся арка злодея, то её бы вряд ли пустили: подобная жесть больше подходит для серии MAX.

Основная проблема этой арки в том, что она выглядит как написанная по методичке: щепотку политических интриг, горстку разношерстных героев с ярко выраженным пренебрежением друг к другу, ложечку путешествий по мирам, в которых героев ждёт предательство и распад команды, чтобы в конце они объединились, поняли, что заблуждались, и помирились, несмотря на взаимную ненависть их рас. Дать настояться. Подавать малыми порциями в формате онгоинга на протяжении полугода. И если читать историю порциями, то белые швы на этом сюжете становятся не так заметны.

Киберпанк, который мы заслужили

Я не слежу за онгоингами Marvel и не особо понимаю, что происходит сейчас в этой вселенной, но каждое знакомство с комиксом, в котором она так или иначе отражается, меня радует. Действие арки «Последние дни Мидгарда» происходит, когда одна из трансатлантических корпораций под названием «Роксон» собирается построить межпланетный водопровод, чтобы обеспечивать землян питьевой водой. Щ.И.Т. к этому моменту создаёт «зелёное» подразделение, чтобы хоть как-то сохранить Землю от неразумной эксплуатации человеком. И финальная история комикса повествует, как Тор решил сразиться с компанией «Роксон». И проиграл.

Если бы не драматизм происходящих событий, этот комикс запросто можно было подать как юмористический. Без иронии подобное воспринимать невозможно.

Сделав небольшую передышку на истории с Тором из прошлого, Аарон возвращается к эпическому противостоянию бога и сил природы. В настоящем Тор борется с человеком, который хочет заработать все деньги мира (и это не шутка), а в далёком будущем уже другой Тор решает не дать Галактусу поглотить Землю, которая к тому моменту пуста и безжизненна. И пусть первая история более чем важна для развития вселенной в целом, вторая лично меня зацепила гораздо сильнее.

***

В Россию медленно, но верно просачивается традиция больших изданий. Как синглы переросли в тпб, так и омнибусы, делюксы и им подобные форматы всё чаще оказываются на прилавках магазинов. Читатель теперь может выбирать не только какие тома брать в больших сериях, но и раны каких авторов получать под одной обложкой. С одной стороны, это прекрасно, весь цикл можно получить одномоментно, с другой стороны — почти каждый цикл разбивается на мелкие подсюжеты, которые не всегда оказываются соразмерны по качеству и увлекательности. Мерилом начинает выступать не отдельный выпуск, а целая арка. Вот эта удалась автору, эта — не особо. И на примере комикса «Тор. Бог Грома» подобное легко заметить: история Малекита на фоне остального выглядит слабой. Но делает ли это комикс плохим в целом? — Да нет, не делает. Это местами отличная, местами просто хорошая история, издание которой заслуживает того, чтобы оказаться у вас на полке.

Экземпляр на рецензирование предоставлен издательством «Фантастика Книжный Клуб» и магазином ffan.ru.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.