Несмотря на то что новые «Мстители» как фильм-фансервис были в целом оценены позитивно, образ главного злодея, Таноса, прописан не так хорошо, как можно было ожидать. Хотя именно он является основным драматическим персонажем, его мотивы не выдерживают критики. Согласно фильму (а его сюжет заметно отличается от комикс-канона) его родной мир погиб из-за того, что его жители исчерпали все ресурсы и не нашли способ оптимизировать потребление. Танос, когда это было возможно, предложил убить половину жителей, чтобы ресурсов хватило на оставшихся. Его идею отклонили. Когда же планета вымерла, Танос осознал, что истощение ресурсов — проблема глобальная, и её можно решить, лишь истребив половину разумной жизни во вселенной.

В широком смысле Танос — «зелёный» радикал. Он не против жизни как таковой, просто когда он видит несправедливость, вызванную особенностями текущей модели производства, то испытывает жалость к страдающим. Танос экстраполирует текущие темпы роста населения и потребления и приходит к выводу, что ресурсы (возобновляемые и невозобновляемые) подходят к концу. Это становится основой его философии: экономические системы не способны трансформироваться, фактор, который смог бы их преобразовать, не возникнет.

Ресурсы истощаются, неравенство усугубляется, страдания растут. Срочно требуется доза особого милосердия — дара смерти, который принес бы успокоение. Зачем должен страдать условный миллион разумных существ, если можно уменьшить количество потребителей в два раза, а имеющиеся ресурсы перераспределить иначе: увеличив их доступное количество для каждого вдвое. С точки зрения сценария этот путь показал свою эффективность. Вопрос, каков был механизм оптимизации или реорганизации производственных сил и отношений, остаётся за кадром. Это второе сценарное допущение, которое становится одним из определяющих факторов мотивации героя. Все дальнейшие события проистекают из этого основания: как минимум одну из планет (мир Гаморы) удалось превратить в «райский уголок» благодаря массовому геноциду. Если получилось там, получится и где-нибудь ещё (в перспективе везде). Подобное утверждение становится третьим основанием, которое позволяет Таносу чувствовать внутреннюю правоту. И Танос в этом плане не один: на подобном основании зиждется практика демократизации, суть которой заключается в перенесении демократических институтов (выборов) в недемократические государства. Как показала практика, одних только институтов мало, ведь имеется множество других факторов, которые необходимо учитывать.

Мотивация Таноса вполне соответсвует тем сценарным предустановкам, которые и создают героя. Герой в данном случае получается абсолютно адекватен тому, что изначально заложили сценаристы в его генезис. И каждое из оснований говорит больше о самих сценаристах, нежели о герое, и отражает кризис масспопа в целом: авторы куда больше внимания обращают на достижения в физике, биологии или химии, нежели на результаты труда социологов и гуманитариев в целом.

Ключевая проблема мотивации Таноса заключается в том, что принципы, определяющие его поведение, не соответствуют актуальным представлениям о функционировании человеческих сообществ, а значит, не могут быть адекватны затрагиваемой авторами проблематике. За последние три десятка лет «зелёная» повестка стала частью политического мейнстрима, следовательно, она перешла от простого теоретизирования к практической реализации принципов сохранения окружающей среды в рамках главенствующей экономической модели. Поэтому мы бы хотели предложить несколько вариантов того, как можно «починить» произведение, сделать идейный конфликт более глубоким, при этом сохранив канву повествования: Танос убивает, разрушает, собирает Камни для Перчатки и в конечном итоге уничтожает половину населения в галактике.

Решение 1: Танос выступает против всей органики в принципе (но не вывозит)

Если вы смотрели аниме Tengen Toppa Gurren Lagann, то догадываетесь, в каком направлении могли пойти создатели. Органическая жизнь со своей изменчивостью и умением приспосабливаться — это ошибка, которая запускает энтропийные процессы и разрушает окружающую среду. Высокоорганизованная материя без достаточной морали оказывается причиной и источником своих страданий и в перспективе способна уничтожить себя. Милосерднее истребить её полностью и сразу, дабы она не мучила себя и дальше, и сделать это безболезненно.

Танос, понимая, что уничтожать разумную органику посредством войн с ней неэффективно, решает, что нужно собрать Камни для Перчатки и тогда разом аннигилировать всех и вся. Он объединяется с Читаури, чтобы те помогли ему. Он покоряет планеты, чтобы у него были ресурсы для поиска Камней, убивает несогласных, дабы те не мешали созданию оружия и рекрутингу солдат. Но он не делает войну самоцелью — она лишь инструмент, частное проявление энтропийных процессов, вынужденная необходимость, чтобы собрать Перчатку и уничтожить всех.

Если бы Танос хотел устроить геноцид ради того, чтобы впечатлить персонифицированное воплощение смерти, то всё бы было куда как проще.

Перчатку он собирает, щёлкает пальцами, но её мощи хватает, чтобы уничтожить лишь половину. Танос чувствует внутреннее опустошение: он хотел уничтожить органику безболезненно, а в итоге лишь ускорил энтропийные процессы и приумножил страдание. Но он рад, так как хотя бы попытался.

Решение 2: Остаться должны 5% разумных существ, но остаётся 50%

Идея золотого миллиарда является одной из самых популярных в массовом кинематографе, и ничего нового при таком раскладе фильм не смог бы привнести, но получился бы гораздо более убедительным. Танос всё так же считает, что ресурсов не хватает, но разумная органика слишком ограничена, чтобы это понять, так что нужно собрать Перчатку и, положившись на силу Камня Разума, отделить тех, кто осознаёт ограниченность ресурсов, от тех, кто никогда этого не сможет понять. В итоге останутся в живых лишь способные построить новый мир, основанный на принципах энвайронментализма. Все зверства Таноса будут точно так же объяснены необходимостью, но в конечном итоге Перчатка не справится с напряжением и превратит в пепел лишь половину от числа тех, кого можно было уничтожить. Танос всё так же опустошён из-за того, что исчезло так мало, но он верит, что это станет началом нового мира.

Решение 3: Танос собирает Перчатку, чтобы понять, как изменить мир к лучшему, но кое-что идёт не по плану

Каждый Камень символизирует одну из фундаментальных частей мироздания, а значит, вместе они могут дать обладателю знание вселенной. Танос загорается этой идеей и начинает сбор Камней, жертвуя дочерью и испытывая внутренний надлом. В конечном итоге он забирает у Вижена Камень Разума и понимает, что разумная органика по своей природе эгоистична и иррациональна, а значит, не способна измениться по щелчку пальцев. Её можно спасти за счёт инновационной деятельности. Танос видит картины прекрасного будущего, но когда Тор вонзает в него топор, поддаётся эмоциям и думает лишь об одном: «Я всю жизнь положил на ваше спасение, а вы не только этого не понимаете, но и сопротивляетесь этому. Да чтоб вы все провалились!» И те исчезают, правда не все. Танос доволен, ведь он сознает, что стал неизбежным злом, ради борьбы с которым разумные существа точно что-то предпримут, ведь от этого зависит их спасение.