Тор — это социальный конструкт. Мнение о комиксе Джейсона Аарона «Тор. Богиня Грома. Том 1»

Ситуация, когда один супергерой передаёт право носить своё имя другому герою, не нова, этим в Большой двойке комиксов занимались постоянно. Частенько бывало так, что из-за этого супергерой менял и пол. Ничего страшного не происходило: супергероика — то ещё мыло, так что всякое возможно. Даже то, что Тором становится женщина.

Тор, в отличие от многих героев Marvel, имеет долгую историю, созданную за пределами комикс-вселенной. Канонический образ персонажа сформирован мифами, и выход за их рамки чреват треском рвущихся шаблонов фанатов и случайных людей: возможно ли, чтобы герой, воплощающий идеалы маскулинности и являющийся одним из символов патриархального общества, вдруг сменил пол! Это же уму непостижимо! Но самое смешное, что потенциал подобного сюжета был изначально заложен в образе персонажа: лишь достойный может поднять молот Тора, а тот, кто это сумел, будет обладать силой Тора. А если ты достоин молота и обладаешь силой Тора, то кто ты такой, если не Тор?

Как бы это абсурдно ни звучало, данный комикс является образцовым произведением третьей волны феминизма. Почти полностью разобравшись с правовым неравенством, фемдвижение избрало новой целью более костную структуру — гендер. Если перефразировать одну из идей, то «Тором не рождаются — Тором становятся». Гендер — это социальный пол, набор социальных ролей или в более широком смысле вообще единичная роль. А если гендер — роль, значит и гендер можно отыграть. Именно этот момент и раскрывается в комиксе, когда Один узнаёт, что молот поднял некто, не являющийся его сыном. Вполне логичен вопрос, как его звать-то? И новоиспеченный Бог Грома говорит, что её следует звать Тором, ибо Тор — это роль, а не просто имя бога, пусть и очень известного.

Забавно, что подобная идея проста как инфузория-туфелька, но то, что её решили воплотить не так давно, говорит о нашем времени, когда возникла необходимость в подобном кульбите, многое. Неожиданно оказалось, что лазейка для него была оставлена десятилетия назад.

Второстепенные злодеи пару раз шутят: «А как нам тебя называть: Ториня? Торесса? Или, может быть, Торка?» Но героиня стоически терпит насмешки, чтобы утвердить тезис: Тор — агендерная роль.

Если вы начнёте читать комикс сразу после «Бога Грома», то почувствуете огромную разницу между историями. Рисунок здесь более карикатурный, цвета живее и ярче — уже на визуальном уровне комикс ощущается как нечто истинно развлекательный. История тоже проще и легче, и я бы не сказал, что это плохо или хорошо — просто комикс другой. И в чём он пытается быть хорошим, он хорош. Аарон достаёт из рукава карты, которые заготовил с десяток выпусков назад, и стравливает Малекита и ледяных великанов с компанией «Роксон». Это очень странный пейринг, ведь по обе стороны находятся антагонисты, к которым испытывать симпатию довольно сложно. Когда в эту драку ввязывается новый Тор, ей начинаешь сопереживать инстинктивно, даже не зная, кто скрывается под маской мстителя.

Зарядка для ума: описанное в комиксе можно интерпретировать и в обратную сторону — Богиня Грома настолько зависима от патриархальной культуры, что хочет носить имя Тора, ведь это даст ей связь с маскулинным источником силы. И снова женщины оказались во власти мужчин.

Для меня этот комикс примечателен в первую очередь своей идеей, высказыванием, которое было сформулировано чётко и ясно. И в этом плане данный комикс — один из самых показательных r63. Здесь не просто введение женского персонажа с именем, как у старого героя, а целый перфоманс по передачи права называться и играть определённую роль. Одна только возможность увидеть это своими глазами должна вызывать у вас желание ознакомиться с ним.

Экземпляр на рецензирование предоставлен издательством «Фантастика Книжный Клуб» и магазином ffan.ru.