[fsn_row vivaldi_spatnav_clickable=”1″][fsn_column width=”12″ vivaldi_spatnav_clickable=”1″][fsn_text]
Трейлеры сиквела Stranger Things сулили непонятно что, но определённо нечто мощное и напряжённое: костюмы охотников за привидениями, огромный монстр из измерения Шиворот-На-Выворот — вот это всё. Увы, даже у детей может выйти срок годности. Камерная история, действие которой не выходило за границы маленького городка, внезапно распустила щупальцы аки та самая подземная сеть тоннелей. И её, нашу историю понесло по ухабистой дороге, усеянной сценарными кочками различной степени неоправданности и ненужности.
Отсмотрев ровно две трети сериала, я уже практически знал, чем кончится дело, поскольку адекватных вариантов завершения сюжетных сетапов было немного, а deusexmachinaобразная концовка была бы совсем не комильфо, но всё таки запасённый туз в сценарном рукаве в виде потенциала новых персонажей мог повлиять на чрезмерно предполагаемый финал.
Можно сказать, что второй сезон ST исповедует подход «Разделяй и перемешивай». Если в первом сезоне большая часть экранного времени была связана с Одиннадцать-тян, Майком и их нёрд-клубом, то второй сезон перераспределяет внимание с лиц, получивших (по мнению сценаристов) летальную дозу зрительского внимания в первом сезоне за счёт не всегда логически (но зачастую сценарно) обусловленного разъединения и перегруппировки одних героев и оттенения других. К примеру обаятельный беззубый Дастин из первого сезона за минувший внутрисериальный год успел как буквально, так и фигурально обзавестись зубами и теперь ругается и безнаказанно хамит так, будто ему выдали удостоверение первого парня на деревне. А в это время экс-главный герой Майк постепенно задвигается в глубокий тыл, и количество как экранного времени, так и отведённых ему реплик значительно сокращается. Существует конспирологическая теория (которую я придумал во время написания этого текста btw), что участь, постигшая Майка, это воздаяние за невмеру острого на язык парня из It, которого также сыграл Финн Вулфард. Но на самом деле, просто расчистили поляну экранного времени для наглеца Дастина и гуру пикапа Лукаса. Что касается бедняги Уилла, то, в силу своей сюжетной функции, он снова оторван от своей компании, зато на этот раз хотя бы окружён семьёй. Вследствие различных обстоятельств каждый из парней становится частью нового дуэта\компании, и на сей раз клуб любителей подвальных посиделок в D&D оказывается крайне разобщён.
Другой ключевой герой прошлого сезона — Оди-тян, практически лишается короны «главного» действующего лица и, как и Майк, частично «оттеняется», но всё же опосредованно остаётся в сюжете, правда, в своём собственном второстепенном квесте сюжете, который буквально до последней серии не пересекается с основным. У сюжетной изоляции Оди я нашёл как положительную составляющую, так и сценарно притянутую буквально за кудри. Из хорошего: дуэт шерифа Хоппера, ставшего, к слову, практически главным героем, и Оди отлично раскрывает обоих персонажей — что замкнутая психокинетическая девочка, что несговорчивый полицай оказываются в непривычной для себя компании, отчего неловкость в общении и конфликты выглядят достаточно правдоподобно и однозначно имеют право на существование. По моему мнению, новообразованный дуэт ХоппОди стал одним из самых органичных второго сезона. Что до сценарной обусловленности, то побочный квест Оди-тян представляет собой практически механическое выключение местной Мэри Сью из основного сюжета, поскольку вмешательство её способностей на раннем этапе либо предотвратило бы серьёзные последствия, либо решило проблемы без телодвижений большинства главных героев. Однако, я также понимаю, что квест Оди открывает как минимум две далеко идущие сюжетные линии, поэтому тут сценаристы убили одним выстрелом сразу двух цветочкоголовых Демопсов. Кстати, отправить Оди-тян в сольное путешествие помог один из новых персонажей.
Практически все из новых героев нужны для выполнения определённых одноразовых сценарных функций. К примеру, новая тян выполняет роль клина, вбиваемого сценаристами в компанию приятелей дабы попробовать раскрыть каждого из детей устоявшейся компании. Именно она стала разъединяющим элементом и в нужное время нелепейшим образом предотвратила объединение с Оди. Интересных реплик у неё нет, в основном она удивлённо выпучивает глаза. Её брат, по сути, единственный человек-антагонист в сезоне, хотя злодей из него выходит ходульным, скорее персональный задира для Стива: то во время баскетбольного матча толкнёт экс-Короля, то воду ему в душе отключит. Если у плохиша действительно был какой-то конфликт со Стивом, то почему он носил такой латентный характер? Пожалуй, самым интересным новым героем является бойфренд Джойс Боб (Шон «Сэм» Остин), шарящий в B A S I C да и вообще просто славный мужик. Здесь он не то чтобы помогает донести Кольцо до Мордора, но тем не менее играет достаточно важную сюжетную нежели условную роль. В один момент начинаешь даже подозревать, а не с двойным ли дном этот персонаж, может он вовсе не случайно затесался в любовники к Джойс. А новый психокинетический ребёнок — это дверь в потенциально новую сюжетную ветку, которую пока что оставили прикрытой.
Одним из серьёзных минусов сериала становятся сильно изменившиеся характеры детей, тех детей, которые вышли на передний план. И я сейчас говорю об оборзевшем не по годам Дастине, который решил, что хренотень из мусорного бака важнее друзей, и о Лукасе, настолько сильно желавшем сделать новую девочку частью компании, что пренебрегает всеми правилами. Даже краеугольное «Друзья Не Врут» оказалось попранным. В общем fractured but not whole. Дело немногим поправляется, когда к детворе присоединяется нянька отбивная по имени Стив. Кстати, о тех, кто повзрослее: у зафрендзоненного Джонатана и гложемой муками совести Нэнси свой сайд квест, также идущий параллельно основному сюжету и также выключающий героев из череды событий, как это было сделано с Оди. Но их квест идёт ну совсем в никуда. Если честно, я не помню, чтобы Нэнси настолько страдала в первом сезоне из-за почившей Барб, чтобы запустить отдельный сюжет, посвящённый отмщению кому попало.
И пожалуй самое большое огорчение сериал доставляет напрочь потерянной наивностью и непосредственностью детского приключения, которыми был славен первый сезон. Атмосфера восьмидесятых с то там, то тут натыканными предвыборными мини-баннерами Буш vs. Reagen на лужайках, костюмами совсем недавно вышедших Охотников за приведениями и залом аркадных автоматов присутствует, но повторно уже не очаровывает. Первый сезон открывал нам Изнаночное измерение, здесь же оно является не более чем фактом, ничего нового о нём зрители не узнают. Плюс ко всему основной сюжет второго сезона кажется вторичным по отношению к сюжету первого: снова бедняга Уилл, на этот раз не исчезнувший, но каким-то образом одержимый, снова угроза с обратной стороны, но на сей раз какой-то исполинский безликий монстр с щупальцами, непонятно каким образом угрожающий людскому измерению. Нас пугали им, начиная с трейлеров и постеров, однако единственная угроза исходила от отвратительно срендеренных CGI-демопсов (шучу, главной угрозой оказались идущие в никуда сюжетные линии). Снова учёные, уже положительные, но до скрипа зубов бесполезные. Больше нет мигающей новогодней гирлянды, но зато есть иные сигнальные способы передать сообщение. Практически то же самое, но на минималках, без открытий и с крайне условным участием главных героев прошлого сезона.
Кстати, согласно интервью создателей братьев Даффер сценарий второго сезона писался ещё до премьеры первого. Тем не менее лично мне показалось более чем странным, что такой козырь, как оставшаяся в живых Оди, был столь бездарно разыгран в конце первого сезона, лишь для того, чтобы вести этого героя на параллельных сюжетных рельсах вплоть до последнего эпизода. Кажется, будто создатели попытались войти в одну и ту же реку ретроностальгии с практически одним и тем же сюжетным плотом, но с иной комбинацией персонажей. Увы, второй сезон не вызывает того восторга, который заставлял меня смотреть первый залпом, химия детских взаимоотношений сменилась химией невнятных сюжетов. И теперь довольно непросто угадать, в каком направлении повернёт сериал в будущих сезонах: станет ли он чем-то наподобие молодых мутантов, ведь помимо номеров 008 и 011 запросто могут всплыть ещё какие-нибудь цифры на детских запястьях. Мои надежды связаны с одной деталью, упоминаемой вскользь в последнем эпизоде, мол Боб подал в школу заявку на создание компьютерного класса — вот здорово, парни! Запросто может случиться, что в третьем сезоне ребята освоят амплуа юных хаккерманов и дадут отпор каким-нибудь тварям из К И Б Е Р И З Н А Н К И !
[/fsn_text][/fsn_column][/fsn_row]