[fsn_row][fsn_column width=”12″][fsn_text]
Повседневность ужасна тем, что всё её наполнение воспринимается как данность. Вся эта офисная рутина, подорожавшие куриные крылышки в ближайшем универсаме, вечно недовольные коллеги и знакомые… Это всё так привычно, так обыденно, что забывается не только то, что эти взаимодействия между людьми динамичны, но и то, зачем они вообще нужны. А они нужны, ведь сама природа человеческого бытия такова, что человек не способен существовать сам по себе, он так или иначе включён в общественные отношения, в коллективную деятельность. Это совместное бытие и является ключевой особенностью человека как такового. Эта со-бытийность и служит ключом к пониманию всей человеческой культуры, в которой раз за разом репрезентируются со-отношения.
Эталонным жанром для наглядного объяснения природы со-бытийности служат ситкомы, вся фабула которых и строится на взаимоотношениях между людьми. Но из-за обилия этих взаимодействий, из-за их интенсивности и разнонаправленности теоретическое осмысление этого процесса становится практически невозможным. Взаимодействия с людьми — это обыденность, со-бытийность — данность. Для того чтобы понять её природу надо выйти за рамки привычного, абстрагироваться от обыденного, смоделировать такую ситуацию, в рамках которой привычное нам как зрителям взаимодействие между людьми просто-напросто отсутствовало. Но осмыслить природу со-бытия в рамках художественного произведения возможно: для этого в произведении просто-напросто не должно быть никаких межличностных отношений. Или…
… или просто их должно быть очень мало. И каждое взаимодействие людей должность восприниматься не как обычное и типичное, а в какой-то мере даже как сакральное, особенное. И в этом, как бы подобное дико не звучало, нам поможет аниме Darling in the FranXX.
Далее содержатся важные сюжетные спойлеры!
Чтобы понять, почему DarliFra работает, нужно понять этот мир. На переднем плане разворачивается рядовая для японской анимации ситуация: подростки пилотируют огромных боевых человекоподобных роботов, чтобы защитить взрослых от атак кайдзю. Но за этой обыденностью скрывается объяснение причин, почему это является обыденным. В определённый момент человечество открыло для себя магма-топливо, совершило резкий технологический скачок и получило возможность увеличить продолжение жизни в разы. Параллельно с этим некогда покрытые лесами и лугами земли превратились в пустыни, люди пересели на ползучие технодромы-Плантации и из-за продления жизни начали терять репродуктивные способности. Между тем рёвозавры, охранники магма-топлива, начали атаковать людей и оставшимся в живых пришлось изобрести способ противостоять монстрам: пилотировать ОБЧР. При этом роботами могли управлять лишь половозрелые и способные к репродукции люди с помощью соединения сознаний в программной оболочке машины.
В общих чертах — это очередная постапокалиптичная фантастика с антиутопическими мотивами. К моменту начала аниме в живых не остаётся людей, способных к размножению и, соответственно, пилотированию мех. Они живут внутри городов-плантаций и спят в наркоснах, получая непрерывный поток эндорфинов. Как со-бытийные существа эти представители людского рода потеряны и в этом контексте аниме начинает задаваться вопросом: а что же есть человек? В чём его отличительная особенность? Что делает его тем, кто он есть? И пусть не в открытую, но всё же на него отвечает — чуть ближе к концу.
Вполне возможно, что отказ Взрослых в мире DarliFra общаться друг с другом — это ничто иное, как морализаторство авторов, которые осуждают японцев за их «синдром безбрачия»
Главные герои — это группа «паразитов», подростков, специально выращенных для пилотирования роботов. Они обладают техническими навыками и специфичными знаниями, способны управлять мехами, но при этом жёстко ограничены в социальном плане. Их цель — служить Папе, лидеру правящей городами организации APE. Они ничего не производят, общаются друг с другом лишь по вопросам обучения пилотированию и тактике сражений. Каждый из них находится в социальном вакууме, даже если когда-то в детстве и пытался тянуться к другим — подобные вещи не поощрялись надзирателями. Каждый из них замкнут на себе, хоть и действует в интересах других и на благо других — Взрослых, которых в аниме не просто так пишут с заглавной буквы. Они не видят Взрослых, не общаются с ними, они лишь абстракция в их разумах, но абстракция, которая задаёт тон их жизни, придаёт смысл их деятельности.
Специфика со-отношений заключается в том, что любое «общее» всегда становится лишь инструментом для общения, которое возможно лишь при наличии какого-либо отличия. Различие является причиной существования со-бытийности, которая есть не что иное как совокупность всех со-отношений — совокупность многообразия взаимодействий отличных друг от друга людей. Один из важных моментов в аниме заключается в том, что Хиро, главный герой, даёт окружающим имена, созвучные с их номерами. Он первый вносит в их умы мысль о том, что они не просто отличны друг от друга, а обладают уникальностью, неповторимостью. Что они — особенные. Все до единого. Спустя годы герои вернутся к этой идеи, но перед этим сформируют идентичность по половому признаку: поделятся на девчонок и мальчишек и начнут войну полов. И когда они разрешат этот конфликт внутри своей малой группы, их со-бытиё начнёт насыщаться всё большим количеством отличностей, их потребностью станет не просто осмысление себя, но и стремление узнать другого. Будут множиться не только конфликты между паразитами, но и связи, основанные на уникальных, неповторимых взаимодействиях между ними.
Максимально близкий опыт понимания со-бытийности может подарить разве что сериал «Последний человек на земле», главные герои которого оказываются одни на всём земном шаре и вынуждены начать взаимодействие друг с другом, чтобы было легче выживать и просто-напросто не сойти с ума.
Переломным моментом для их формирования как сообщества становится время после разрушения их города-платформы. Если раньше Взрослые могли в любой момент вторгнуться в их жизнь, то теперь герои остаются наедине друг с другом. На горизонте маячит перспектива остаться без еды и воды, так что впервые паразиты начинают сражение с обстоятельствами, а не с кайдзю-керью, и ради друг друга, а не абстрактных Взрослых. Они оказываются вовлечены в трудовую деятельность для другого, получают мгновенную обратную связь и занимаются вполне конкретным неотчужденным трудом. Это и становится последним этапом формирования их нового со-бытия, в котором Папа теряет свою власть над героями, хотя ещё недавно они были готовы отдать за него свои жизни. Герои начнут жить ради друг друга, и эта поддержка будет давать им куда как больше сил, чем абстрактная необходимость жить ради Папы.
[/fsn_text][fsn_gallery gallery_layout=”inline”][fsn_gallery_item gallery_layout=”inline” image_id=”1889″][fsn_gallery_item gallery_layout=”inline” lazy_load=”true” image_id=”1890″][fsn_gallery_item gallery_layout=”inline” lazy_load=”true” image_id=”1891″][/fsn_gallery][fsn_text]
Ближе к концу сериала акцент с отношений Хиро и Зероцу вообще сместится на пару Мицуро и Кокоро, которые не только женятся, но и успеют зачать ребёнка до того, как им сотрут память. Деторождение — базовый процесс, требующий совместного участия двух отличных друг от друга как минимум по полу людей. Воспитание детей вообще становится одной из важнейших тем последних эпизодов. Ближе к финалу героев объединит труд, общее желание жить самостоятельно и ради друг друга, ради помощи другим паразитам, но одним из главных катализаторов этого процесса так и останется интерес Кокоро к размножению людей.
Одним из самых важных моментов этого аниме является то, что все действия совершаются героями не просто так, а существуют в логике поведения другого персонажа — доктора Франкса, который, по факту, ставит на главных героях эксперимент, цель которого — вернуть людям желание размножаться. Закрытые биомы, жизнь небольшими группами, а в случае с 13-м отрядом — и разные по дизайну и функциям мехи. Доктор Франкс позволяет главным героям куда больше, чем всем остальным паразитам, не вмешивается во внутренние конфликты между подростками и позволяет их со-отношениям развиваться стихийно. Его социально-инженерный эксперимент завершается успехом: Мицуро и Кокоро (пере)изобретают секс. Но не менее важным оказывается всё то, что предшествовало этому моменту: паразиты признались друг другу в любви, начали попытки понять друг друга и оценить важность собственных отличий друг от друга. Это всё побочные продукты сексуального контакта, основанного на долгой и взаимной привязанности, которая и наполняет со-отношения содержанием. Параллельно с этим Зероцу, искусственно выращенный гибрид ксеноса и человека, проходит несколько иной процесс: она осознаёт, что ребёнок из её воспоминаний и Хиро — один и тот же человек, она жила за счёт другого, но осознав, что для неё значит Хиро — она меняет собственное восприятие и решает жить для другого. До этого момента она не осознавала до конца, что же значит быть человеком, но именно в этот момент она начинает рефлексировать и понимает: быть человеком — это быть ориентированным на другого.
В противопоставлении людям (и расе керью) находится Вирм — инопланетный сверхразум отринувших плоть существ, которые по своей природе больше всего напоминают пратчеттовских Аудиторов, точно таких же бестелесных сущностей, стремящихся к абсолютному порядку. В отличие от людей, жизнь которых невозможна без взаимодействия с другим и ориентации на другого, Вирм отрицает необходимость другого и при встрече с очередным разумным видом предлагает присоединение к сверхразуму, растворение всех «я» в бесконечности единого «мы», которое по сути является тем же единичным «я», ориентированным лишь на себя, свои потребности и готовым уничтожить любое разумное существо, отказавшееся от личностной сингулярности. Вирм среди всех героев DarliFra — самое «бесчеловечное» существо, ведь оно отринуло со-бытийность и силой пытается заставить остальных существ отказаться от него. На их фоне личностные преобразования Зероцу становятся ещё более очевидными, ведь она сначала вербализирует своё желание жить с Хиро, а затем раз за разом своими действиями показывает, что готова ради него пожертвовать своей жизнью, и он в ответ всегда поступает точно так же. Любовь, как возведённая в абсолют ориентация на другого, становится главным оружием против Вирма, ведь только с помощью неё герои оказываются способны продолжать борьбу, ставя интересы другого выше своих собственных.
И несмотря на то, что это всё довольно обыденные вещи и в какой-то мере даже очевидные, они имеют огромную значимость для нашей с вами повседневности.
Развитие капитализма, усложнение общественной жизни, углубление разделения труда ведёт к большему и большему отчуждению человека от результатов его деятельности: теряется понимание, для чего всё это делается, теряется связь с другим, на которого и направлена эта деятельность. Корпоративные идеологии с их миссиями и целями стали изобретением прошлого века и сейчас они востребованы даже больше, чем с полсотни лет назад, ведь помогают людям, занимающимся, казалось бы, бессмысленным перекладыванием бумажек, ощущать свою значимость для конкретных людей и для абстракции под названием «общество». Но «общество» состоит из отдельных людей, на которых и стоит ориентироваться в своей деятельности и ради которых стоит трудиться, ведь этот труд будет идти на благо всего «общества». Именно этим занимается Хиро ради Зероцу: он сметает выставленные перед ним преграды, даже не задумываясь особо об их сути. Надо лететь на Марс? — летим на Марс. Надо бомбить родную планету Вирма, находясь внутри Зероцу, ставшей гигантским роботом? — Не проблема. Надо самому переродиться в керью? — ничего страшного. Он делает это ради конкретных людей — его друзей, его любимой, и этим помогает абстрактному обществу. Но точно так же ему помогают те, кто решил взвалить на себя ношу иных вызовов: Хачи и Нана в конце решили, что, хотя у них детей быть не может, они станут вечными хранителями человечества, а Икуно, которая так и осталась лесбиянкой, создала лекарство от ускоренного старения. Они все стараются ради другого и поэтому являются людьми, в самом полном, со-бытийном смысле этого слова.
[/fsn_text][/fsn_column][/fsn_row]