Индустрия под микроскопом. Мнение о книге «Тайная история комиксов»

С каждым годом в России выходит всё больше и больше комиксов. Издатели пытаются поспеть за релизами кинокартин, ловят хайп на комикс-адаптациях известных вселенных или вообще пытаются протолкнуть на наш рынок зарубежную классику. Издания комиксов золотого и серебрянного века стоят рядом с переосмыслениями железного и бронзового, альтернатива соседствует с мейнстримом, супергероика оттягивает на себя всё внимание — творится полнейший хаос. Читатели потребляют комиксы без какого-либо контекста, причина и следствие меняются местами, один шаблонный герой борется за кошелёк с другим шаблонным героем. Параллельно с этим сколь бы то ни было серьёзного комикс-жура в России нет, энтузиасты кучкуются по углам и в меру своих сил просвещают рядовых читателей. И, порой, им это даже удаётся.


«Тайная история комиксов» — не первая изданная на русском языке книга, авторы которой в первую очередь рассказывают об индустрии комиксов, а уж во вторую о созданных ею героях. Для интересующихся жизнью «большой двойки» есть подарочные издания «Год за годом», для жаждущих узнать чуть больше об идеологическом наполнении комисов ещё три года назад вышла диссертация Дарьи Дмитриевой «Век супергероев». И как бы всё. Те, кому действительно интересна культурная значимость комиксов вполне могут читать сканлейты и статьи на английской википедии, а остальным хватает и того, что у них есть под носом. До издания зарубежных книг по анализу комиксов нам ещё плыть и плыть, так что авторы паблика Old Komix решили переработать собственные заметки на полях до полноценного исследования и выпустить книгу, в которой были отмечены самые важные моменты в жизни комикс-индустрии на протяжении Золотого, Серебряного и Бронзового веков. Важные по мнению этих авторов. И именно тут начинаются проблемы.

Нельзя сказать, что авторы лишены стремления к объективности — они как раз-таки его не лишены, субъективность проявляется в другом — в том, что они считают важным рассказать и то, как они интерпретируют описываемые события. Сколь бы сильно не критиковали «Век супергероев», но нельзя отрицать тот факт, что написанное там более-менее укладывалось для меня в рамки культурологического анализа. Это был академический текст со всеми его достоинствами и обилием недостатков. И это для меня является одной из ключевых проблем «Тайной истории комиксов» — авторы скрупулёзно и в меру увлекательно рассказывают об авторах, о комикс-индустрии, о героях, которые стали нарицательными, или наоборот были некогда известными, а потом забылись — но они никогда не лезут в идеологию, политика их интересует ровно настолько, насколько она влияет на сами комиксы. И, что самое важное, они в первую очередь говорят о Золотом Веке.

Всё, что касается периода становления комиксов, написано с любовью и трепетом. Степень вовлечённости в чтение прямо пропорциональна тому, что читатель знал до этого, и что он желает узнать ещё. И если хочется узнать детальнее про этот период — то книгу однозначно стоит читать, никаких «но» здесь нет, ведь это книга об истории комиксов как таковых, а не история (жанра) супергероики, который на протяжении всей своей жизни был то популярным, то снова уходил на второй план, пока авторы вновь не попадали в тренды. Явный минус у «Тайной истории», который проявляется скорее у реципиентов вроде меня, мало знакомых с историей Золотого и Серебряного веков, один — имена и названия очень быстро вымываются из памяти, поэтому, для того чтобы иметь наиболее полное представление об описываемом временном отрезке книгу, лучше читать залпом. Если будете растягивать её как я, то придётся время от времени возвращаться и освежать в памяти забытую информацию.